От исследователя до столяра. В Петербурге открылась выставка «Пусть меня научат!»

Покрутить штурвал, погудеть в клаксон автомобиля, попробовать себя в роли столяра, а еще - оказать первую помощь раненому товарищу, поучаствовать в спасении знаменитой экспедиции челюскинцев... Все это можно сделать на выставке «Пусть меня научат!», открывшейся в Музее С. М. Кирова.

От исследователя до столяра. В Петербурге открылась выставка «Пусть меня научат!» | «Интерактивная» столярная мастерская интересна не только детям: и взрослым приятно вспомнить школьные уроки труда. ФОТО АВТОРА

«Интерактивная» столярная мастерская интересна не только детям: и взрослым приятно вспомнить школьные уроки труда. ФОТО АВТОРА

- В каждую эпоху есть профессии, о которых мечтает большинство детей. Были такие и в 1920 - 1930-е годы. Им-то и посвятил свое стихотворение «Кем быть?» Владимир Маяковский. Это столяр и рабочий, инженер и кондуктор, шофер и доктор, летчик и моряк, - поясняет куратор выставки Юлия Калинина.

Эти профессии действительно были очень востребованы в то время. К ним начинали готовить с самого раннего возраста - в школах, кружках и секциях. Государство нуждалось в квалифицированных кадрах.

- Да, подростки действительно мечтали стать рабочими. Но для многих это была профессия, дававшая в первую очередь гарантированный кусок хлеба и крышу над головой, - отмечает Калинина.

Выставка максимально интерактивна. Здесь восемь «станций». На первой можно побывать на уроке труда в школьной мастерской и собрать столярную поделку. «Сработать мебель мудрено...». На второй - сложить из шестеренок механизм, запустив который, можно прочесть строки Маяковского: «Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод». На третьей - собрать макет дома. «Я бы строить дом пошел, пусть меня научат». И, наконец, попробовать сдать нормы на значки «Юный моряк» и «Юный авиастроитель»...

- Все творческие задания разработаны на основе школьных программ по труду, детских журналов, различных пособий 1920 - 1930-х годов, - поясняет Калинина.

Интересно на этой выставке будет и взрослым: здесь можно много узнать о повседневной жизни Ленинграда того времени. Например, увидеть на карте города трамвайные маршруты 1934 года - 41 маршрут. Кстати, сегодня их ненамного больше: 43.

Устроители выставки выбрали десять самых-самых трамвайных маршрутов. Самый западный - № 35, с Турухтанных островов до Казанского собора. Самый живописный - № 12, с ЦПКиО на Охту. Самый длинный - № 28, от Стремянной улицы в Стрельну. Самый поздний - № 24, от Горного института до парка Володарского: последний трамвай выходил на маршрут почти в два часа ночи. Самый ранний - № 33, от завода Ломоносова до Финляндского вокзала: он начинал движение в половине четвертого утра. Самый пролетарский - № 11. Он соединял Северную строительную верфь с заводом «Электросила».

Любопытно узнать и о правилах поведения на улицах. «Беганье по тротуарам на коньках и колесиках воспрещается. Везущие с собой тележки или санки должны идти вдоль мостовой у тротуара».

На мой вопрос устроителям выставки, не кажется ли она им слишком радужной и счастливой (ведь дети «лишенцев», «классово чуждых», раскулаченных, а потом «врагов народа» вряд ли чувствовали себя уютно в том обществе всеобщего равенства и веры в светлое будущее), я получил ответ: «Наша экспозиция - вне политики. Прежде всего это игра для детей. Здесь не нужны мрачные страницы. Тема репрессий, их влияния на повседневность представлена в основной экспозиции Музея Кирова. Так что мы ни о чем не умалчиваем».

#профессия #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6571) от 20.11.2019 под заголовком ««Вставай! Иди! Гудок зовет»».


Комментарии