Выставка кукол «Театральная шкатулка» открылась в Петербурге

В Arts Square Gallery открылась выставка авторских кукол «Театральная шкатулка». Это один из завершающих аккордов Театральной олимпиады, которая началась в Петербурге в июне.

Выставка кукол «Театральная шкатулка» открылась в Петербурге | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Помнится, во время церемонии открытия на немыслимой высоте по канату прошел к квадриге Аполлона, венчающей фасад Александринского театра, эквилибрист Максим Кагин. Добравшись до крыши, он ударил молотом по огромной шестеренке, символически запустив тем самым театральный механизм и дав старт олимпиаде. Нынешняя выставка авторских кукол, по словам куратора Светланы Румянцевой, посвящена тайнам театрального механизма. Как происходит перевоплощение актера в персонажа? В чем суть магии, заставляющей зрителя верить в разыгрываемую на сцене историю?

В основе выставки - работы художника Виктора Григорьева, к сожалению, ушедшего из жизни в феврале. Это выполненные в стиле стимпанк механические игрушки: огромная рыба, морской конь - гиппокампус. Сам мастер назвал направление, в котором работал, арт-механикой, подчеркивая, что ее нельзя постичь с помощью только математики и техники. К их созданию примешивается еще и магия.

Рисунки Виктора Григорьева были использованы при оформлении выставки. Увеличенные черно-белые изображения волшебных игрушек превращены в подобие театральных декораций, на фоне которых куклы разыгрывают спектакли.

На выставке встречаешься с доброй сотней авторских кукол. То милых и добрых - таких как валенок с тремя маленькими валеночками, похожий на кошку с котятами (художник Ирина Андреева). Или зловещих, как красотка в пудреном парике и пышном платье на фижмах. Ее можно видеть в нескольких вариантах и наблюдать, как постепенно личико юной красавицы истлевает, превращается в череп - тема зловещего маскарада, популярная в искусстве Серебряного века. Автор композиции - Наталья Победина. Обращают внимание на себя костюмы кукол в стиле рококо. Они выполнены тщательно и точно. Что неудивительно, ведь художница после окончания художественно-графического факультета Строгановского училища училась на курсах истории костюма при ГИТИСе.

- Очень красиво! Но все же я не люблю кукол. С детства боюсь их. Недаром раньше считалось: если есть глаза, может вселиться душа, - поделилась впечатлением от выставки одна посетительница.

Но все же основная реакция, которую вызывает выставка и у взрослых, и у детей, - восторг.

«Жиль» французского художника XVIII века Антуана Ватто вспоминается, когда видишь компанию Пьеро: в белом, сизо-голубом, как парижское небо, и лиловом костюмах (на снимке). Создала этих изящных и грустных, словно готовых расплакаться кукол тюменская художница Татьяна Изосимова. Пьеро, персонаж итальянской комедии дель арте, был необычайно важен для русской культуры рубежа XIX - XX веков. Тут и картины художников «Мира искусства», и поставленный Мейерхольдом «Балаганчик» Блока, и Александр Вертинский, выступавший в начале своей карьеры в костюме Черного Пьеро.

Еще один популярный кукольный персонаж - Петрушка. За ним тоже тянется шлейф ассоциаций: ярмарочные балаганы, балет Фокина, поставленный для Вацлава Нижинского. В кукольном театре Петрушка чаще всего - перчаточная кукла. В работе Андрея Скаткова и Марии Орловой на груди Петрушки мы видим рентгеновский снимок человеческой руки.

На выставке в Arts Square Gallery (Итальянская улица, 5) есть и так называемые интерактивные куклы, с которыми при желании может поиграть любой посетитель выставки. Самым большим успехом пользуется инсталляция Виктора Гвоздева и Константина Морозова с длинным названием: «Антон Павлович Чехов раскручивает свою пьесу «Чайка». Выглядит она так: высокая худая фигура русского классика в длинном пальто, рядом с ним - тумба с афишей, возвещающей о премьере 17 октября 1896 года «Чайки» на сцене Александринского театра. Как мы помним, провал был оглушительным. Чехов полночи бродил по промозглому Петербургу, а наутро, ни с кем не простившись, уехал в Мелихово. Кукла-Чехов выглядит усталой и грустной. Никто из посетителей не мог пройти мимо. Каждый начинал крутить ручку, приводя в движение парящую под потолком галереи громадную чайку. Вот так благодаря зрительской любви чеховская пьеса вот уже больше века триумфально идет на театральных подмостках всего мира...

Впрочем, некоторые посетители трактовали инсталляцию иначе. «Сегодня режиссеры крутят Чеховым, как хотят», - заметила одна из посетительниц.

Трудно не согласиться.

Выставка продлится до 12 декабря.

#куклы #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6567) от 14.11.2019 под заголовком «Поиграем в куклы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?