Выставка кукол «Театральная шкатулка» открылась в Петербурге

В Arts Square Gallery открылась выставка авторских кукол «Театральная шкатулка». Это один из завершающих аккордов Театральной олимпиады, которая началась в Петербурге в июне.

Выставка кукол «Театральная шкатулка» открылась в Петербурге | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Помнится, во время церемонии открытия на немыслимой высоте по канату прошел к квадриге Аполлона, венчающей фасад Александринского театра, эквилибрист Максим Кагин. Добравшись до крыши, он ударил молотом по огромной шестеренке, символически запустив тем самым театральный механизм и дав старт олимпиаде. Нынешняя выставка авторских кукол, по словам куратора Светланы Румянцевой, посвящена тайнам театрального механизма. Как происходит перевоплощение актера в персонажа? В чем суть магии, заставляющей зрителя верить в разыгрываемую на сцене историю?

В основе выставки - работы художника Виктора Григорьева, к сожалению, ушедшего из жизни в феврале. Это выполненные в стиле стимпанк механические игрушки: огромная рыба, морской конь - гиппокампус. Сам мастер назвал направление, в котором работал, арт-механикой, подчеркивая, что ее нельзя постичь с помощью только математики и техники. К их созданию примешивается еще и магия.

Рисунки Виктора Григорьева были использованы при оформлении выставки. Увеличенные черно-белые изображения волшебных игрушек превращены в подобие театральных декораций, на фоне которых куклы разыгрывают спектакли.

На выставке встречаешься с доброй сотней авторских кукол. То милых и добрых - таких как валенок с тремя маленькими валеночками, похожий на кошку с котятами (художник Ирина Андреева). Или зловещих, как красотка в пудреном парике и пышном платье на фижмах. Ее можно видеть в нескольких вариантах и наблюдать, как постепенно личико юной красавицы истлевает, превращается в череп - тема зловещего маскарада, популярная в искусстве Серебряного века. Автор композиции - Наталья Победина. Обращают внимание на себя костюмы кукол в стиле рококо. Они выполнены тщательно и точно. Что неудивительно, ведь художница после окончания художественно-графического факультета Строгановского училища училась на курсах истории костюма при ГИТИСе.

- Очень красиво! Но все же я не люблю кукол. С детства боюсь их. Недаром раньше считалось: если есть глаза, может вселиться душа, - поделилась впечатлением от выставки одна посетительница.

Но все же основная реакция, которую вызывает выставка и у взрослых, и у детей, - восторг.

«Жиль» французского художника XVIII века Антуана Ватто вспоминается, когда видишь компанию Пьеро: в белом, сизо-голубом, как парижское небо, и лиловом костюмах (на снимке). Создала этих изящных и грустных, словно готовых расплакаться кукол тюменская художница Татьяна Изосимова. Пьеро, персонаж итальянской комедии дель арте, был необычайно важен для русской культуры рубежа XIX - XX веков. Тут и картины художников «Мира искусства», и поставленный Мейерхольдом «Балаганчик» Блока, и Александр Вертинский, выступавший в начале своей карьеры в костюме Черного Пьеро.

Еще один популярный кукольный персонаж - Петрушка. За ним тоже тянется шлейф ассоциаций: ярмарочные балаганы, балет Фокина, поставленный для Вацлава Нижинского. В кукольном театре Петрушка чаще всего - перчаточная кукла. В работе Андрея Скаткова и Марии Орловой на груди Петрушки мы видим рентгеновский снимок человеческой руки.

На выставке в Arts Square Gallery (Итальянская улица, 5) есть и так называемые интерактивные куклы, с которыми при желании может поиграть любой посетитель выставки. Самым большим успехом пользуется инсталляция Виктора Гвоздева и Константина Морозова с длинным названием: «Антон Павлович Чехов раскручивает свою пьесу «Чайка». Выглядит она так: высокая худая фигура русского классика в длинном пальто, рядом с ним - тумба с афишей, возвещающей о премьере 17 октября 1896 года «Чайки» на сцене Александринского театра. Как мы помним, провал был оглушительным. Чехов полночи бродил по промозглому Петербургу, а наутро, ни с кем не простившись, уехал в Мелихово. Кукла-Чехов выглядит усталой и грустной. Никто из посетителей не мог пройти мимо. Каждый начинал крутить ручку, приводя в движение парящую под потолком галереи громадную чайку. Вот так благодаря зрительской любви чеховская пьеса вот уже больше века триумфально идет на театральных подмостках всего мира...

Впрочем, некоторые посетители трактовали инсталляцию иначе. «Сегодня режиссеры крутят Чеховым, как хотят», - заметила одна из посетительниц.

Трудно не согласиться.

Выставка продлится до 12 декабря.

#куклы #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6567) от 14.11.2019 под заголовком «Поиграем в куклы».


Комментарии