Первый Чебурашка Советского Союза. Актриса Театра марионеток о ролях и куклах

Прежде чем отдать пятилетнего сына в Николаевский кадетский корпус, родители Евгения Деммени совершили с ним путешествие в Париж. И там мальчик впервые увидел кукольное представление. Много лет спустя молодой офицер вспомнил об этом чудесном приключении. 10 апреля 1918 года состоялся его актерский дебют, и это был только первый шаг. Однажды актер-любитель Евгений Деммени в витрине «Магазина случайных вещей» (надо полагать, петербургской версии «Лавки чудес») увидел сундук с французскими перчаточными куклами. Он купил его, не раздумывая, а вскоре уже поставил в кружке, который организовал для рабочей молодежи, кукольный спектакль. Театр, который он создал еще через полгода и которым руководил четыре с лишним десятилетия, существует до сих пор. Как мы уже сообщали, в этом году Театру марионеток имени Е. С. Деммени исполнилось 100 лет. Этот юбилей совпал с еще одной круглой и важной для театра датой - одна из его актрис народная артистка России Фаина КОСТИНА отметила недавно 80-летие. Фаина Ивановна служит кукольному делу почти 60 лет.

Первый Чебурашка Советского Союза. Актриса Театра марионеток о ролях и куклах | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра марионеток им. Е. С. Деммени

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра марионеток им. Е. С. Деммени

- В названии театра - слово «марионетки». Но в вашей кукольной «труппе» есть и другие артисты...

- В нашем театре мы владеем всеми системами кукол. Изначально это были марионетки, которых первые актеры осваивали методом проб и ошибок (в России такой традиции не было, эти куклы пришли к нам из Европы). Приходилось многое придумывать самим, включая вагу - конструкцию, к которой крепятся нити. Почти все делалось в первый раз. И это касалось не только самих кукол.

Евгений Сергеевич Деммени впервые в кукольном театре обратил внимание на настоящую драматургию, русскую и зарубежную. Уже в 1928 году он поставил спектакль «Свадьба» по пьесе Чехова, для которого придумали особенный свет. Тогда в кукольном театре освещение было примитивным, почти бытовым. А тут оно помогало раскрытию образов, созданию атмосферы спектакля. Была сделана трехъярусная ширма: персонажи на первом плане вели диалог в ярком свете, а на втором и третьем планах, где свет был приглушен, происходил ряд второстепенных действий.

В «Гулливере» - одной из легенд нашего театра - актер впервые сыграл наравне с куклами, великолепно с ними общаясь. Это было очень живо, интересно. И кстати, новая версия этого спектакля идет у нас на сцене и сейчас.

Еще одно новшество - созданная специально для кукольного спектакля музыка. Евгений Сергеевич первым начал приглашать композиторов - Сергея Митина, Владимира Дешевова, Михаила Гельфмана и других. Эта традиция продолжается и сейчас.

- Фаина Ивановна, как вы ощущаете куклу? Кто или что она для вас?

- Сравнений много. Если говорить о марионетке, то нити соединяют тебя с персонажем, как нервы. Или иначе: нити куклы - как струны музыкального инструмента. А иногда я говорю, что с марионеткой работаешь, как шахматист. Помимо того что придумываешь ей всю пластику, характер и даешь душу, надо еще всегда иметь холодную голову, думать на ход вперед и знать, куда пойдет рука в следующий момент.

А кукла-петрушка очень подвижная, продолжение твоей руки, тебя, она требует особой, виртуозной пластики. Деммени поставил очень много спектаклей с куклами-петрушками для детей и для взрослых. Он начинал с этого и полагал, что такая кукла наиболее близка детям.

Планшетная кукла - другая история. Там актер виден, но он не должен отвлекать на себя внимание, его задача - проживать все через куклу. Если этого нет, спектакль неинтересен...

Я люблю кукол разных систем, в том числе и тростевых. Они не такие капризные, но достаточно чуткие и выразительные. Мне часто приходилось работать и с теми, и с другими, и с третьими. Например, спектакли «Маленькая Баба-яга» и «Лев ушел из дома» - в них главные персонажи являются синтезом марионетки и тростевой.

- Одна из самых известных ваших ролей - Чебурашка. Расскажите, пожалуйста, об этом спектакле.

- Когда я пришла в театр, мы все время были в поиске какой-то особенной драматургии, в поиске современного персонажа, который мог бы полюбиться так же, как Чиполлино или Буратино. И вот однажды нам повезло. Мы прочитали книгу «Крокодил Гена и его друзья» и сразу решили, что эти герои должны быть у нас в театре. Мы тут же нашли автора, Эдуарда Николаевича Успенского - молодого, талантливого и уже известного писателя. Была написана пьеса, и у нас в репертуаре появился «Чебурашка». Это было большое событие. Билеты раскупались мгновенно на месяц вперед. Мы с удовольствием играли этот спектакль. Могу похвастать - я была первой исполнительницей роли Чебурашки на театральной сцене. Эдуард Николаевич подарил мне свою книгу с надписью: «Первому Чебурашке Советского Союза».

Мультфильм появился чуть позже. И хотя у нас изначально была другая музыка, которую сочинил композитор Фридрих Брук, через год нам пришлось ее сменить, так как Брук имел неосторожность уехать из страны. Музыка Шаинского к тому времени уже полюбилась всем. Мы ему позвонили, и он с радостью разрешил нам взять эту музыку в спектакль, который был сыгран в результате почти 2500 раз.

В Театре имени Е. С. Деммени есть три легендарных спектакля - «Гулливер в Стране лилипутов», «Цирк» и «Юный Фриц». Последний из них был поставлен по пьесе Самуила Яковлевича Маршака весной 1942 года, с ним актеры выступали на фронте. Почти все они погибли, а куклы исчезли, как казалось, навсегда. Но, по воле счастливого случая, один из военных-зрителей нашел их и вернул в театр весной 1945 года. Много лет спустя «Юный Фриц» был воссоздан с теми же куклами.

Жизнь редко бывает похожа на сказку, однако у кукольного театра - свои законы. Здесь чудеса в порядке вещей. И самая опытная из актрис все еще молода, куклы возвращаются с фронта, дети смеются и плачут от радости. 6 июля будет сыгран последний спектакль юбилейного сезона, а осенью начнется следующий.

#Театр марионеток #спектакль #куклы #Деммени

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6471) от 02.07.2019 под заголовком «Первый Чебурашка Советского Союза».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...