Первый Чебурашка Советского Союза. Актриса Театра марионеток о ролях и куклах

Прежде чем отдать пятилетнего сына в Николаевский кадетский корпус, родители Евгения Деммени совершили с ним путешествие в Париж. И там мальчик впервые увидел кукольное представление. Много лет спустя молодой офицер вспомнил об этом чудесном приключении. 10 апреля 1918 года состоялся его актерский дебют, и это был только первый шаг. Однажды актер-любитель Евгений Деммени в витрине «Магазина случайных вещей» (надо полагать, петербургской версии «Лавки чудес») увидел сундук с французскими перчаточными куклами. Он купил его, не раздумывая, а вскоре уже поставил в кружке, который организовал для рабочей молодежи, кукольный спектакль. Театр, который он создал еще через полгода и которым руководил четыре с лишним десятилетия, существует до сих пор. Как мы уже сообщали, в этом году Театру марионеток имени Е. С. Деммени исполнилось 100 лет. Этот юбилей совпал с еще одной круглой и важной для театра датой - одна из его актрис народная артистка России Фаина КОСТИНА отметила недавно 80-летие. Фаина Ивановна служит кукольному делу почти 60 лет.

Первый Чебурашка Советского Союза. Актриса Театра марионеток о ролях и куклах | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра марионеток им. Е. С. Деммени

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра марионеток им. Е. С. Деммени

- В названии театра - слово «марионетки». Но в вашей кукольной «труппе» есть и другие артисты...

- В нашем театре мы владеем всеми системами кукол. Изначально это были марионетки, которых первые актеры осваивали методом проб и ошибок (в России такой традиции не было, эти куклы пришли к нам из Европы). Приходилось многое придумывать самим, включая вагу - конструкцию, к которой крепятся нити. Почти все делалось в первый раз. И это касалось не только самих кукол.

Евгений Сергеевич Деммени впервые в кукольном театре обратил внимание на настоящую драматургию, русскую и зарубежную. Уже в 1928 году он поставил спектакль «Свадьба» по пьесе Чехова, для которого придумали особенный свет. Тогда в кукольном театре освещение было примитивным, почти бытовым. А тут оно помогало раскрытию образов, созданию атмосферы спектакля. Была сделана трехъярусная ширма: персонажи на первом плане вели диалог в ярком свете, а на втором и третьем планах, где свет был приглушен, происходил ряд второстепенных действий.

В «Гулливере» - одной из легенд нашего театра - актер впервые сыграл наравне с куклами, великолепно с ними общаясь. Это было очень живо, интересно. И кстати, новая версия этого спектакля идет у нас на сцене и сейчас.

Еще одно новшество - созданная специально для кукольного спектакля музыка. Евгений Сергеевич первым начал приглашать композиторов - Сергея Митина, Владимира Дешевова, Михаила Гельфмана и других. Эта традиция продолжается и сейчас.

- Фаина Ивановна, как вы ощущаете куклу? Кто или что она для вас?

- Сравнений много. Если говорить о марионетке, то нити соединяют тебя с персонажем, как нервы. Или иначе: нити куклы - как струны музыкального инструмента. А иногда я говорю, что с марионеткой работаешь, как шахматист. Помимо того что придумываешь ей всю пластику, характер и даешь душу, надо еще всегда иметь холодную голову, думать на ход вперед и знать, куда пойдет рука в следующий момент.

А кукла-петрушка очень подвижная, продолжение твоей руки, тебя, она требует особой, виртуозной пластики. Деммени поставил очень много спектаклей с куклами-петрушками для детей и для взрослых. Он начинал с этого и полагал, что такая кукла наиболее близка детям.

Планшетная кукла - другая история. Там актер виден, но он не должен отвлекать на себя внимание, его задача - проживать все через куклу. Если этого нет, спектакль неинтересен...

Я люблю кукол разных систем, в том числе и тростевых. Они не такие капризные, но достаточно чуткие и выразительные. Мне часто приходилось работать и с теми, и с другими, и с третьими. Например, спектакли «Маленькая Баба-яга» и «Лев ушел из дома» - в них главные персонажи являются синтезом марионетки и тростевой.

- Одна из самых известных ваших ролей - Чебурашка. Расскажите, пожалуйста, об этом спектакле.

- Когда я пришла в театр, мы все время были в поиске какой-то особенной драматургии, в поиске современного персонажа, который мог бы полюбиться так же, как Чиполлино или Буратино. И вот однажды нам повезло. Мы прочитали книгу «Крокодил Гена и его друзья» и сразу решили, что эти герои должны быть у нас в театре. Мы тут же нашли автора, Эдуарда Николаевича Успенского - молодого, талантливого и уже известного писателя. Была написана пьеса, и у нас в репертуаре появился «Чебурашка». Это было большое событие. Билеты раскупались мгновенно на месяц вперед. Мы с удовольствием играли этот спектакль. Могу похвастать - я была первой исполнительницей роли Чебурашки на театральной сцене. Эдуард Николаевич подарил мне свою книгу с надписью: «Первому Чебурашке Советского Союза».

Мультфильм появился чуть позже. И хотя у нас изначально была другая музыка, которую сочинил композитор Фридрих Брук, через год нам пришлось ее сменить, так как Брук имел неосторожность уехать из страны. Музыка Шаинского к тому времени уже полюбилась всем. Мы ему позвонили, и он с радостью разрешил нам взять эту музыку в спектакль, который был сыгран в результате почти 2500 раз.

В Театре имени Е. С. Деммени есть три легендарных спектакля - «Гулливер в Стране лилипутов», «Цирк» и «Юный Фриц». Последний из них был поставлен по пьесе Самуила Яковлевича Маршака весной 1942 года, с ним актеры выступали на фронте. Почти все они погибли, а куклы исчезли, как казалось, навсегда. Но, по воле счастливого случая, один из военных-зрителей нашел их и вернул в театр весной 1945 года. Много лет спустя «Юный Фриц» был воссоздан с теми же куклами.

Жизнь редко бывает похожа на сказку, однако у кукольного театра - свои законы. Здесь чудеса в порядке вещей. И самая опытная из актрис все еще молода, куклы возвращаются с фронта, дети смеются и плачут от радости. 6 июля будет сыгран последний спектакль юбилейного сезона, а осенью начнется следующий.

#Театр марионеток #спектакль #куклы #Деммени

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6471) от 02.07.2019 под заголовком «Первый Чебурашка Советского Союза».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?