Остался лишь остов. Как сгорела немецкая реформаторская церковь в Петербурге
Картина почти что апокалиптическая. Толпы горожан, усыпавшие морозной ночью набережную Мойки на пересечении ее с Большой Морской улицей, с ужасом наблюдают за леденящим душу зрелищем. Церковь залита огнем, пламя вырывается из окон, скользит по фасадам, а охваченный им высокий шатер граненой башни пылает как огромная свеча. «Пожар новой Реформатской церкви в С.-Петербурге в ночь с 14 на 15 декабря» – таково название гравюры Оскара Мая по рисунку Густава Бролинга, которая была помещена в последнем декабрьском номере журнала «Нива» за 1872 год.
Как сообщал репортер «Нивы», «соседние дома и толпа любопытных засыпались искрами; на Большую Морскую падали большие горящие балки, листы железа, пылающие обломки». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Храм, о котором идет речь, построили в первой половине 1860-х годов. Проект составил Гаральд Боссе, однако дела призвали его в Дрезден, и возведением здания руководил Давид Гримм. Немецкая реформатская церковь стала одной из первых в Петербурге построек кирпичного стиля. Ее фасады были оставлены неоштукатуренными и лишены заметных декоративных деталей.
Г. Боссе по этому поводу говорил: «По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьезное назначение постройки». Интерьер церкви украшали цветные витражи, по специальному заказу был сделан орган, в нижнем этаже находилась квартира пастора.
По одной из версий, причиной пожара стала лопнувшая во время выжигания сажи печная труба, из-за чего огонь попал на стропила... Другая версия: забыли закрыть одну из заслонок, через которую и прорвался огонь.
Возгорание обнаружили поздно вечером, в одиннадцатом часу, в короткое время крыша и колокольня были охвачены пламенем. Репортер «Нивы», наблюдавший пожар около полуночи, рассказывал: «Крест уже повалился. Железные стропила, поддерживавшие шпиль, раскалились добела. Вся внутренность колокольни до самой крыши стояла в огне. Собственно крыша уже обрушилась...».
Пожар длился всю ночь. К утру от храма оставался лишь каменный остов. «Немецкая реформатская церковь представляет теперь собой развалины», – констатировала «Нива».
После пожара кирха была восстановлена архитектором Карлом Рахау, который заменил деревянные конструкции крыши и шпиля металлическими. Еще долгое время после воссоздания храм на речной излучине, служивший доминантой в этой части города, своим необычным средневековым обликом разнообразил петербургский ландшафт. В 1930-е годы культовое здание до неузнаваемости переделали в духе конструктивизма, поместив в нем Дворец культуры работников связи. В таком облике здание существует и поныне.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7084) от 10.01.2022 под заголовком «Остался лишь каменный остов».
Комментарии