Опыты доктора Бехтерева. Его интересовало, как работа мозга связана с творчеством

На снимке — один из опытов Рефлексологического института по изучению мозга, запечатленный фоторепортером Семеном Магазинером. За столом — основатель института психиатр Владимир Бехтерев, рядом с ним — старший ассистент Анатолий Иванов-Смоленский, будущий доктор медицинских наук, директор Института высшей нервной деятельности Академии наук СССР. Они наблюдают за движениями рук неизвестного, сидящего за перегородкой.

Опыты доктора Бехтерева. Его интересовало, как работа мозга связана с творчеством | Профессор Владимир Бехтерев и старший ассистент Анатолий Иванов-Смоленский у рефлексологической установки в Институте по изучению мозга.  Автор фото С. А. Магазинер. 1924 г./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023

Профессор Владимир Бехтерев и старший ассистент Анатолий Иванов-Смоленский у рефлексологической установки в Институте по изучению мозга. Автор фото С. А. Магазинер. 1924 г./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023

Испытуемого помещали в особую закрытую кабину с таким расчетом, чтобы он не видел того, что происходит за подъемной дверцей. К его рукам подводили «ключи» — провода, подсоединенные к специальному реле.

Во время опыта пациента испытывали, например, вспышками света или резкими звуками. Они вызывали электроимпульсы, которые передавались на «ключи», подсоединенные к пальцам. На табло загоралась сигнальная лампочка, а прибор — кимограф — чернилами выводил на бумаге кривую линию. Так определялась скорость реакций человека, «тонкость» его ощущений, а также не притворяется ли он, к примеру, слепым или глухим.

Эти опыты помогали понять, какие реакции (рефлексы) являются врожденными, а какие сформировались под воздействием обстоятельств. Но была у них и другая цель: установить связь между работой мозга и творчеством…

Первый в мире научный институт по изучению «мозга и его отправлений» был основан Владимиром Бехтеревым в 1907 году, а спустя одиннадцать лет в бывшем дворце великого князя Николая Николаевича-младшего на Петровской набережной открылся Институт по изучению мозга и психической деятельности. В том же 1918 году ученый объявил о создании новой науки — рефлексологии, которая изучала нервную систему человека и ее проявления в мимике, ­жестах и речи.

Однако больше всего Бехтерева интересовало, как у человека возникает «привычка к творческой деятельности». Он пытался понять, под влиянием каких условий человек начинает творить и как его «продукты творчества» воздействуют на других людей. Поэтому ученый интересовался всеми областями искусства, регулярно посещал театральные постановки и концерты, общался с художниками, писателями и музыкантами.

Бехтерев полагал, что творческие навыки — результат не только природной одаренности, но и множества упражнений, подражания мастерам прошлого, что требует больших затрат труда и времени. «Наградой» для творца становится прилив новых сил, адреналина, и нередко — признание зрителей. Так постепенно в мозгу формируется «цепочка» рефлексов и навыков…

Ученый знал, о чем говорит: последние двадцать лет своей жизни он и сам был склонен к творчеству: сочинял стихи. Впрочем, многие из них не предполагались к пуб­ликации. По словам брата ученого, Николая Михайловича, «это была интимная сторона его творчества, обрывки незаконченных писем для себя». В кармане ученого всегда были листки бумаги, на которых он записывал не только важные мысли, но и строфы. Как писал сам физиолог, «иногда одна или две строки стиха возбуждают более мыслей, нежели обширный трактат на ту же тему!».

Многие из стихотворений ученого до сих пор полностью не опуб­ликованы. Среди них — отклики на актуальные события (например, гибель парохода «Титаник», Первую мировую войну, революцию), личные переживания. Большую часть любовной лирики Бехтерев посвятил своей второй жене, Берте Гурджи, с которой его связывали, по собственным словам, более десяти лет «взаимной привязанности и горячей любви»…

В последние годы Владимир Бехтерев исследовал вопросы артистической и музыкальной психологии, участвовал в организации научно-передвижных кинематографов, регулярно посещал спектакли.

Примечательно, что как раз за несколько дней до своей внезапной смерти в декабре 1927 года профессор побывал в столичном Малом театре на постановке «Любовь Яровая». Актер Василий Федоров вспоминал, что ученый «внимательно и сосредоточенно следил… за каждым движением… каждой интонацией» артистов. Как раз в это время Бехтерев готовился к открытию при Институте мозга специального отделения по изучению рефлексологии искусства, но соз­дать его, к сожалению, так и не успел.

Газетный зал

«На владельца дома № 39 по 4‑й линии Васильевского острова губернского секретаря Петра Лаутера за самовольное производство свалки и неприведение двора в должный порядок был наложен штраф в сто рублей. С предварением, что если указанные беспорядки не будут устранены в двухдневный срок, то размер штрафа будет удвоен. Лаутер обратился к градоначальнику с ходатайством о сложении с себя упомянутого штрафа, объясняя при этом, что неисправности, обнаруженные при осмотре дома, им устранены… Это заявление было проверено, причем оказалось, что весь двор покрыт по‑прежнему ледяною корою, толщина которой в некоторых местах достигает полуаршина… Ввиду этого градо­начальник признал необходимым: ходатайство Лаутера о сложении штрафа отклонить; лед на дворе сколоть и снег из садика вывезти немедленно…»

«Петербургский листок», 24 марта 1893 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #исследования #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «Опыты доктора Бехтерева».


Комментарии