2Vtzqv4Hz9U

Опоздали на дуэль. Как закончилась ссора двух студентов в Петербурге

В январе 1851 года императору Николаю I доложили о том, что двое поссорившихся студентов Петербургского университета вознамерились выйти на поединок. На первый взгляд, могло показаться, будто повод для высочайшего внимания невелик.

Опоздали на дуэль. Как закончилась ссора двух студентов в Петербурге | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Но один из скандалистов был сыном виднейшего сановника империи – ветерана Отечественной войны 1812 года, генерала от инфантерии Дмитрия Гавриловича Бибикова, занимавшего пост генерал-губернатора Юго-Западного края. Подробности истории – в документах Российского государственного исторического архива.

Ссора молодых людей произошла в одном из самых известных заведений для богатой публики – ресторане «Дюссо» на Большой Морской улице. Именно сюда поздним вечером заглянули поужинать в компании своих друзей студенты юридического факультета 22-летний Дмитрий Бибиков-младший и его ровесник, отпрыск старинного дворянского рода Петр Вердеревский. За ужином у них начался спор о некоем Анненкове, «желавшем поступить в Санкт-Петербургский университет, но в оный не принятом».

Слово за слово, и разгоряченный не в меру выпитым вином Вердеревский разразился «обидными суждениями» в адрес Бибикова. Последний в ответ грохнул об пол стакан с вином, что было воспринято оппонентом как желание напасть на него. Вердеревский замахнулся на Бибикова, и тот немедленно вызвал его на дуэль.

Юноши условились стреляться через несколько часов на Воскресенском мосту через Неву. Однако поединок не состоялся. Как выяснилось позже, и тот, и другой участник ссоры действительно приезжали в назначенное место, но оба перепутали время и, не застав друг друга, разъехались по домам...

К вечеру следующего дня Вердеревский пришел в себя и, «чувствуя вину свою», написал Бибикову письмо с извинениями. Ответа он не получил. На другой день дуэлянты встретились на квартире чиновника Голубцова и назначили дату нового поединка, выбрав его местом глухое место за Нарвской заставой. Однако дуэль не состоялась, поскольку попечитель Петербургского учебного округа Михаил Николаевич Мусин-Пушкин, до которого дошли слухи о ней, велел арестовать обоих студентов.

На допросе у попечителя они полностью отрицали свою ссору и обещали «оставаться спокойными». После этого Бибикова отправили домой к матери, а Вердеревского, как ранее замеченного в «неблагонадежном поведении», оставили под арестом в здании Петербургского университета. Однако вслед за этим попечитель получил сведения о том, что лишенный свободы Вердеревский «намеревается уйти ночью из-под ареста и сойтись с Бибиковым для дуэли». Мусин-Пушкин распорядился усилить надзор за бузотером...

Пострадали и студенты, присутствовавшие в ресторане при ссоре Бибикова с Вердеревским. За «неуведомление» о случившемся начальства их арестовали на срок от четырех до семи дней.

Информация ушла на самый верх. Об этой истории стало известно петербургскому обер-полицмейстеру Александру Галахову, который представил соответствующий доклад генерал-губернатору Дмитрию Шульгину, а тот в свою очередь «всеподданнейше» сообщил о предполагавшейся дуэли Николаю I. Заинтересовавшись ссорой, самодержец приказал представить подробный доклад.

Тем временем оба несостоявшихся дуэлянта подали попечителю учебного округа записки с выражением чистосердечного раскаяния. «Чувствуя себя совершенно виновным при вызове мною господина Вердеревского на поединок за нанесенную мне обиду, я долгом поставляю себе испросить милостивого прощения Вашего Превосходительства», – писал Дмитрий Бибиков.

Его оппонент Петр Вердеревский помимо признания собственной вины просил отчислить его из Университета и взять на службу юнкером в находившийся на Кавказе Нижегородский драгунский полк, «чтобы, с Божьей помощью, будущим добрым своим поведением заслужить совершенное прощение и забвение моего проступка».

Когда Николаю I доложили все обстоятельства дела, он исполнил просьбу Вердеревского и распорядился отправить его на Кавказ «с выслугой трех месяцев за рядового». В отношении же Бибикова были приняты во внимание заслуги его отца, у которого поинтересовались, не сочтет ли тот полезным также определить сына на военную службу? Бибиков-старший сообщил, что для его чада будет все-таки лучше окончить университетский курс, император не стал возражать и велел оставить юношу в учебном заведении.

В итоге тот отделался лишь двухнедельным заключением в карцере. Впоследствии он благополучно окончил Университет, женился на фрейлине Елизавете Шереметевой, но прожил совсем недолго: в 1865 году умер в Дрездене в возрасте 35 лет от болезни сердца. Отец пережил сына на пять лет и был похоронен рядом с ним на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Что же касается Вердеревского, то он в начале февраля 1851 года был отправлен с фельдъегерем на Кавказ. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #конфликт #дуэль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7074) от 17.12.2021 под заголовком «Опоздали на дуэль».


Комментарии