Операция «Шпиль». Как реставрировали кораблик на Адмиралтействе
На снимке фотокора «Ленинградской правды» Михаила Дмитриева — начищенный до блеска золоченый кораблик-флюгер, стоящий в кузове грузовика. Рабочий справа разматывает стропы: через несколько часов на Дворовой площади должен приземлиться вертолет, который доставит золоченый фрегат на шпиль Адмиралтейства.
В кузове грузового автомобиля на Дворцовой площади рабочие разбирают тросы для крепления кораблика-флюгера перед транспортировкой на вертолете к шпилю Главного Адмиралтейства. 19 июля 1977 г. Автор фото Михаил Дмитриев./© Центральный государственный архив
В 1977 году приближавшийся 60‑летний юбилей Октября в «городе трех революций» было решено ознаменовать реставрацией адмиралтейского кораблика. «Операция «Шпиль», как ее называли реставраторы и журналисты, проходила в соответствии с заранее подробно разработанным «сценарием».
Заметим, что с момента создания в 1719 году флюгер меняли несколько раз. В 1886 году установили уже пятую по счету «версию» (прежний золоченый «оригинал» сегодня хранится в Центральном военно-морском музее), а в 1928 – 1929 годах ее впервые отреставрировали.
За прошедшие с тех пор почти полвека и шпиль и кораблик успели многое повидать и нуждались в ремонте: в «обшивке» флюгера были пробоины от осколков, полученные во время войны, а старые крепления пришли в негодность. Внимания специалистов требовали также золоченые «яблоко» и корона.
Ремонт проходил в мастерских на проспекте Маршала Говорова. Для начала слесари поставили медные заплатки и латунные болты. После этого приступили к золочению: на очищенную и залакированную поверхность беличьей кисточкой нанесли тончайшие золотые листы — общим весом около двух килограммов. Все работы планировали завершить к началу сентября, но в итоге успели гораздо раньше — к середине июля.
Директор объединения «Реставратор» Сурен Газиянц признавался: «Наше поколение еще никогда не видело фрегат вот таким — во всем его блеске, во всей красе». Восстановлению городской эмблемы придавали особенное значение: об этом событии рассказывалось в газетах и журналах, говорилось в кинохронике. Проявляли активность и сами горожане: обращались к реставраторам по почте, звонили по телефону, давая всевозможные советы. Мастера рассказывали: к ним обратился «старый ленинградец» Николай Тихомиров, который передал в дар две книжки сусального золота, сохранившиеся у него «с давних времен».
Такое внимание было не случайно: для многих кораблик был символом города, пережившего блокаду. В памяти ленинградцев еще живы были воспоминания о подвиге верхолазов-альпинистов, которые осенью 1941 года с риском для жизни укрывали ленинградские шпили…
Возвращение кораблика на адмиралтейский шпиль напоминало театрализованное представление: 19 июля под взглядами сотен горожан сверкающий флюгер провезли на открытой платформе грузовика по Лиговскому и Невскому проспектам. А на Дворцовой площади его уже ждали фотокорреспонденты и кинооператоры.
Здесь, у грузовика, перед журналистами развернули содержимое металлической шкатулки-капсулы, которая хранилась под килем кораблика с 1886 года. Тогда в нее положили экземпляры столичной прессы за 25 октября («Новости», «Биржевую газету» и «Петербургскую газету»), фотографии Александра III, Марии Федоровны и 18‑летнего наследника — будущего Николая II, а также медную табличку с выгравированной надписью: «Перекрытие шпица Главного Адмиралтейства новыми золочеными листами произведено в 1886 году в царствование… (перечисление имен. — А. Д.)…». После реставрации 1928 – 1929 годов шкатулку дополнили еще несколькими газетами — «Ленинградской правдой», «Правдой» и «Красной газетой».
Традицию продолжили и в ходе ремонта 1977 года. В капсулу «для потомков» добавили «Известия», «Советскую Россию», «Красную Звезду», «Смену», «Вечерний Ленинград», «Ленинские искры», а также отчет о реставрации шпиля и здания Главного Адмиралтейства, написанный специальными «нестареющими» чернилами на долговечной бумаге. К нему приложили фотографии строительных лесов, возведенных вокруг шпиля, и список особенно отличившихся в ходе работы — плотников, слесарей, позолотчиц. И венчал весь этот набор артефактов, по традиции спрятанный в золоченую сферу, проект новой («брежневской») Конституции СССР…
Через несколько часов из‑за крыши Зимнего показался вертолет Ми-8 Северного управления гражданской авиации, который повис над грузовиком. Газета «Смена» писала: «Трудно было устоять рядом — крутящиеся лопасти подняли такую бурю, что упал даже забор, ограждавший Дворцовую площадь…». (Как раз тогда асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны меняли на брусчатку.)
Чтобы кораблик весом 68 килограммов не раскачивало в воздухе, к стропам внизу прикрепили грузила. Все действия координировались с площадки на вершине Адмиралтейства. Под одобрительные крики горожан корпус флюгера опустили на золоченую ось.
Несмотря на оптимистичные прогнозы реставраторов, в следующий раз кораблик покинул свое место не через 50 – 70 лет, как планировали, а гораздо раньше, в 1997 году. На этот раз срочного ремонта потребовал уже сам шпиль, ведь в предыдущие столетия на нем обновляли только позолоту. Да и флюгер уже перестал вращаться вокруг оси. В прессе отмечали: за прошедшие годы «неизгладимые следы» на его поверхности успели оставить также вороны и чайки… Деревянные конструкции «иглы» пропитали особым составом и полностью заменили внешнюю обрешетку, а всю конструкцию заново позолотили.
В августе 1999‑го один из главных городских символов вернулся на прежнее место. Кроме журналистов и реставраторов на борту вертолета его сопровождала легендарная Ольга Фирсова, которая в блокаду руководила бригадой альпинистов, укрывавшей городские купола и шпили.
Прогнозы реставраторов были сдержанными: они обещали, что следующая реставрация потребуется примерно через тридцать лет.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7221) от 29.07.2022 под заголовком «Операция «Шпиль»».
Комментарии