Операция «Шпиль». Как реставрировали кораблик на Адмиралтействе

На снимке фотокора «Ленинградской правды» Михаила Дмитриева — начищенный до блеска золоченый кораблик-флюгер, стоящий в кузове грузовика. Рабочий справа разматывает стропы: через несколько часов на Дворовой площади должен приземлиться вертолет, который доставит золоченый фрегат на шпиль Адмиралтейства.

Операция «Шпиль». Как реставрировали кораблик на Адмиралтействе | В кузове грузового автомобиля на Дворцовой площади рабочие разбирают тросы для крепления кораблика-флюгера перед транспортировкой на вертолете к шпилю Главного Адмиралтейства. 19 июля 1977 г. Автор фото Михаил Дмитриев./© Центральный государственный архив

В кузове грузового автомобиля на Дворцовой площади рабочие разбирают тросы для крепления кораблика-флюгера перед транспортировкой на вертолете к шпилю Главного Адмиралтейства. 19 июля 1977 г. Автор фото Михаил Дмитриев./© Центральный государственный архив

В 1977 году приближавшийся 60‑летний юбилей Октября в «городе трех революций» было решено ознаменовать реставра­цией адмиралтейского кораблика. «Операция «Шпиль», как ее называли реставраторы и журналисты, проходила в соответствии с заранее подробно разработанным «сценарием».

Заметим, что с момента создания в 1719 году флюгер меняли несколько раз. В 1886 году установили уже пятую по счету «версию» (прежний золоченый «оригинал» сегодня хранится в Центральном военно-морском музее), а в 1928 – 1929 годах ее впервые отреставрировали.

За прошедшие с тех пор почти полвека и шпиль и кораблик успели многое повидать и нуждались в ремонте: в «обшивке» флюгера были пробоины от осколков, полученные во время войны, а старые крепления пришли в негодность. Внимания специалистов требовали также золоченые «яблоко» и корона.

Ремонт проходил в мастерских на проспекте Маршала Говорова. Для начала слесари поставили медные заплатки и латунные болты. После этого приступили к золочению: на очищенную и залакированную поверхность беличьей кисточкой нанесли тончайшие золотые листы — общим весом около двух килограммов. Все работы планировали завершить к началу сентября, но в итоге успели гораздо раньше — к середине июля.

Директор объединения «Реставратор» Сурен Газиянц признавался: «Наше поколение еще никогда не видело фрегат вот таким — во всем его блеске, во всей красе». Восстановлению городской эмблемы придавали особенное значение: об этом событии рассказывалось в газетах и журналах, говорилось в кинохронике. Проявляли активность и сами горожане: обращались к реставраторам по почте, звонили по телефону, давая всевозможные советы. Мастера рассказывали: к ним обратился «старый ленинградец» Николай Тихомиров, который передал в дар две книжки сусального золота, сохранившиеся у него «с давних времен».

Такое внимание было не случайно: для многих кораблик был символом города, пережившего блокаду. В памяти ленинградцев еще живы были воспоминания о подвиге верхолазов-альпинистов, которые осенью 1941 года с риском для жизни укрывали ленинградские шпили…

Возвращение кораблика на адмиралтейский шпиль напоминало театрализованное представление: 19 июля под взглядами сотен горожан сверкающий флюгер провезли на открытой платформе грузовика по Лиговскому и Нев­скому проспектам. А на Дворцовой площади его уже ждали фотокорреспонденты и кинооператоры.

Здесь, у грузовика, перед журналистами развернули содержимое металлической шкатулки-капсулы, которая хранилась под килем кораблика с 1886 года. Тогда в нее положили экземпляры столичной прессы за 25 октября («Новости», «Биржевую газету» и «Петербургскую газету»), фотографии Александра III, Марии Федоровны и 18‑летнего наследника — будущего Николая II, а также медную табличку с выгравированной надписью: «Перекрытие шпица Главного Адмиралтейства новыми золочеными листами произведено в 1886 году в царствование… (перечисление имен. — А. Д.)…». После реставрации 1928 – 1929 годов шкатулку дополнили еще несколькими газетами — «Ленинградской правдой», «Правдой» и «Красной газетой».

Традицию продолжили и в ходе ремонта 1977 года. В капсулу «для потомков» добавили «Известия», «Советскую Россию», «Красную Звезду», «Смену», «Вечерний Ленинград», «Ленинские искры», а также отчет о реставрации шпиля и здания Главного Адмиралтейства, написанный специальными «нестареющими» чернилами на долговечной бумаге. К нему приложили фотографии строительных лесов, возведенных вокруг шпиля, и список особенно отличившихся в ходе работы — плотников, слесарей, позолотчиц. И венчал весь этот набор артефактов, по традиции спрятанный в золоченую сферу, проект новой («брежневской») Конституции СССР…

Через несколько часов из‑за крыши Зимнего показался вертолет Ми-8 Северного управления гражданской авиации, который повис над грузовиком. Газета «Смена» писала: «Трудно было устоять рядом — крутящиеся лопасти подняли такую бурю, что упал даже забор, ограждавший Дворцовую площадь…». (Как раз тогда асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны меняли на брусчатку.)

Чтобы кораблик весом 68 килограммов не раскачивало в воздухе, к стропам внизу прикрепили грузила. Все действия координировались с площадки на вершине Адмиралтейства. Под одобрительные крики горожан корпус флюгера опустили на золоченую ось.

Несмотря на оптимистичные прогнозы реставраторов, в следующий раз кораблик покинул свое место не через 50 – 70 лет, как планировали, а гораздо раньше, в 1997 году. На этот раз срочного ремонта потребовал уже сам шпиль, ведь в предыдущие столетия на нем обновляли только позолоту. Да и флюгер уже перестал вращаться вокруг оси. В прессе отмечали: за прошедшие годы «неизгладимые следы» на его поверхности успели оставить также вороны и чайки… Деревянные конструкции «иглы» пропитали особым составом и полностью заменили внешнюю обрешетку, а всю конструкцию заново позолотили.

В августе 1999‑го один из главных городских символов вернулся на прежнее место. Кроме журналистов и реставраторов на борту вертолета его сопровождала легендарная Ольга Фирсова, которая в блокаду руководила бригадой альпинистов, укрывавшей городские купола и шпили.

Прогнозы реставраторов были сдержанными: они обещали, что следующая реставрация потребуется примерно через тридцать лет.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#адмиралтейство #кораблик #история #реставрация #СССР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7221) от 29.07.2022 под заголовком «Операция «Шпиль»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».