Омут у Пяти углов: история дома Иофа в Петербурге

Стоит произнести «Пять углов» - и перед мысленным взором непременно возникнет высокое статное здание с двухъярусной угловой башней, силуэтом перекликающейся с расположенным неподалеку Владимирским собором.

Омут у Пяти углов: история дома Иофа в Петербурге | Дом с башней (иногда его называют «утюгом») стал одним из символов Петербурга начала ХХ века, он часто попадает и в поле зрения художников. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дом с башней (иногда его называют «утюгом») стал одним из символов Петербурга начала ХХ века, он часто попадает и в поле зрения художников. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Этот доходный дом был построен архитектором А. Л. Лишневским в 1913 - 1914 годах для купца Шнеера-Залмана Иофа, торговавшего антиквариатом и мебелью и владевшего одним из столичных аукционных залов. Солидное здание привлекло внимание столичной прессы уже на этапе строительства.

В июне 1913 года «Петербургская газета» сообщала, что на углу Загородного и Троицкой улицы (ныне улица Рубинштейна) «воздвигают громаду», верхние этажи которой займут квартиры, а внизу устроят «нечто вроде пассажа». Действительно, первые два этажа дома Иофа были отведены под торговлю: они выделяются большими витринными окнами и практически лишены декора, который сосредоточен в верхней части здания. Кстати, весь декор выполнен из искусственного камня - цемента с мраморной крошкой.

Верхние три этажа и мансарда украшены колоннами, пилястрами, треугольными фронтонами с крупной скульптурой: возлежащие обнаженные женские фигуры опираются на вазы. Наш современник, скульптор Павел Игнатьев, занимавшийся реставрацией скульптурного убранства этого дома, отмечает, что оно отличается «откровенной театральностью», и сравнивает лежащих «дев» с аллегорической скульптурой «Ночь» с надгробия Медичи во Флоренции работы Микеланджело.

Уникален овальный внутренний двор дома - вряд ли в Петербурге есть подобный. Историк искусства Александр Степанов пишет, что Лишневский, создав неординарной формы двор, превратил небо «в зеркальный омут, по которому скользят облака». В дворовое пространство выведены окна обеих лестниц - парадной (она повторяет овальную форму двора) и черной.

Дом огромный, а спланировано в нем было всего шесть квартир - по две на каждом из жилых этажей. В каждой квартире - семь комнат, кухня и обиталище прислуги («людская»), ванна и два «клозета». Отопление помещений - водяное, кухонные очаги и ванны были газифицированы. Годовая арендная плата за год пользования этими шикарными апартаментами достигала четырех тысяч рублей - не каждый архитектор или инженер за год зарабатывал и половину этой суммы.

Сам домовладелец с семейством (жена и шесть дочерей) разместился на пятом этаже. Ниже поселился личный почетный гражданин купец Янкель-Арон Голант, вращавшийся в банковской сфере. Третий этаж облюбовала Людвига Блоске, державшая мастерскую дамских нарядов.

Нижние торговые этажи занимали магазины со «светлыми теплыми подвалами» при них. Перед революцией на этом оживленном перекрестке нашли себе место нотный магазин Николая Адамсона и автомобильный салон Александра Шапиро; здесь можно было купить обувь и меха, дорожные вещи и корсеты, подкрепиться вином и фруктами.

Еще один магазин арендовало акционерное общество «Сименс-Шуккерт», занимавшееся всем спектром электрификации - от производства электрической арматуры и оборудования до оснащения электрических станций и «передачи электрической энергии на расстояние и распределения ее». Здесь же находилась главная контора торгового дома «Г. И. Марьяновский и сыновья», торговавшего сушеными фруктами из Персии и Бухары, бакалейными и колониальными товарами (чай, кофе, пряности); сам основатель фирмы купец Григорий Марьяновский жил здесь же.

В 1915 году, когда стремительно стала распространяться мода на «синематограф», предприимчивый домовладелец поручил тому же Лишневскому обустроить в части нижнего яруса кинотеатр. Архитектор спланировал зал на триста мест со стороны Троицкой улицы, фойе - по Загородному проспекту, аппаратную камеру задумал устроить в угловой башне. Похоже, задумка осталась в чертежах: в справочнике «Весь Петроград» до 1917 года кинематограф по этому адресу так и не был указан. Но вот что любопытно: в здании, находившемся на месте дома Иофа, в 1909 - 1913 годах работал кинематограф «Мефистофель»...

В советское время огромные «барские» квартиры, по традициям того времени, стали коммуналками, но были выгорожены и отдельные квартиры. В одной из них с 1935 года жила писательница Лидия Чуковская и ее второй муж физик Матвей Бронштейн. Об этом сообщает мемориальная доска из кроваво-красного гранита, установленная на фасаде в 1997 году. В центре памятного знака - выбоина, как рана от пули или штыка; ей вторят имитации пулевых отверстий, высверленные по центрам некоторых букв. Текст поясняет, что М. П. Бронштейн был арестован в 1937 году и расстрелян...

Л. К. Чуковская, прожившая долгую жизнь, посвятила судьбе мужа автобиографическую повесть «Прочерк». Из повести, в частности, можно узнать, что семейство жило в трехкомнатной квартире на третьем этаже за полуциркульными окнами: «Весело нам было вместе заказывать шторы для этих необычных, кверху округлых окон...».

Бывший доходный дом Иофа, являющийся, по словам историка архитектуры Бориса Кирикова, «опознавательным знаком Пяти углов», неизменно привлекал и привлекает к себе внимание художников, фотографов, музыкантов и кинематографистов. К примеру, на крыше этого здания был снят клип группы ДДТ «Ни шагу назад»; сейчас в башне дома находится художественная мастерская.

Читайте также историю четвероногих строителей Северной столицы.

#архитектура #история #царская Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6436) от 13.05.2019 под заголовком «Омут у Пяти углов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».