Омут у Пяти углов: история дома Иофа в Петербурге

Стоит произнести «Пять углов» - и перед мысленным взором непременно возникнет высокое статное здание с двухъярусной угловой башней, силуэтом перекликающейся с расположенным неподалеку Владимирским собором.

Омут у Пяти углов: история дома Иофа в Петербурге | Дом с башней (иногда его называют «утюгом») стал одним из символов Петербурга начала ХХ века, он часто попадает и в поле зрения художников. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дом с башней (иногда его называют «утюгом») стал одним из символов Петербурга начала ХХ века, он часто попадает и в поле зрения художников. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Этот доходный дом был построен архитектором А. Л. Лишневским в 1913 - 1914 годах для купца Шнеера-Залмана Иофа, торговавшего антиквариатом и мебелью и владевшего одним из столичных аукционных залов. Солидное здание привлекло внимание столичной прессы уже на этапе строительства.

В июне 1913 года «Петербургская газета» сообщала, что на углу Загородного и Троицкой улицы (ныне улица Рубинштейна) «воздвигают громаду», верхние этажи которой займут квартиры, а внизу устроят «нечто вроде пассажа». Действительно, первые два этажа дома Иофа были отведены под торговлю: они выделяются большими витринными окнами и практически лишены декора, который сосредоточен в верхней части здания. Кстати, весь декор выполнен из искусственного камня - цемента с мраморной крошкой.

Верхние три этажа и мансарда украшены колоннами, пилястрами, треугольными фронтонами с крупной скульптурой: возлежащие обнаженные женские фигуры опираются на вазы. Наш современник, скульптор Павел Игнатьев, занимавшийся реставрацией скульптурного убранства этого дома, отмечает, что оно отличается «откровенной театральностью», и сравнивает лежащих «дев» с аллегорической скульптурой «Ночь» с надгробия Медичи во Флоренции работы Микеланджело.

Уникален овальный внутренний двор дома - вряд ли в Петербурге есть подобный. Историк искусства Александр Степанов пишет, что Лишневский, создав неординарной формы двор, превратил небо «в зеркальный омут, по которому скользят облака». В дворовое пространство выведены окна обеих лестниц - парадной (она повторяет овальную форму двора) и черной.

Дом огромный, а спланировано в нем было всего шесть квартир - по две на каждом из жилых этажей. В каждой квартире - семь комнат, кухня и обиталище прислуги («людская»), ванна и два «клозета». Отопление помещений - водяное, кухонные очаги и ванны были газифицированы. Годовая арендная плата за год пользования этими шикарными апартаментами достигала четырех тысяч рублей - не каждый архитектор или инженер за год зарабатывал и половину этой суммы.

Сам домовладелец с семейством (жена и шесть дочерей) разместился на пятом этаже. Ниже поселился личный почетный гражданин купец Янкель-Арон Голант, вращавшийся в банковской сфере. Третий этаж облюбовала Людвига Блоске, державшая мастерскую дамских нарядов.

Нижние торговые этажи занимали магазины со «светлыми теплыми подвалами» при них. Перед революцией на этом оживленном перекрестке нашли себе место нотный магазин Николая Адамсона и автомобильный салон Александра Шапиро; здесь можно было купить обувь и меха, дорожные вещи и корсеты, подкрепиться вином и фруктами.

Еще один магазин арендовало акционерное общество «Сименс-Шуккерт», занимавшееся всем спектром электрификации - от производства электрической арматуры и оборудования до оснащения электрических станций и «передачи электрической энергии на расстояние и распределения ее». Здесь же находилась главная контора торгового дома «Г. И. Марьяновский и сыновья», торговавшего сушеными фруктами из Персии и Бухары, бакалейными и колониальными товарами (чай, кофе, пряности); сам основатель фирмы купец Григорий Марьяновский жил здесь же.

В 1915 году, когда стремительно стала распространяться мода на «синематограф», предприимчивый домовладелец поручил тому же Лишневскому обустроить в части нижнего яруса кинотеатр. Архитектор спланировал зал на триста мест со стороны Троицкой улицы, фойе - по Загородному проспекту, аппаратную камеру задумал устроить в угловой башне. Похоже, задумка осталась в чертежах: в справочнике «Весь Петроград» до 1917 года кинематограф по этому адресу так и не был указан. Но вот что любопытно: в здании, находившемся на месте дома Иофа, в 1909 - 1913 годах работал кинематограф «Мефистофель»...

В советское время огромные «барские» квартиры, по традициям того времени, стали коммуналками, но были выгорожены и отдельные квартиры. В одной из них с 1935 года жила писательница Лидия Чуковская и ее второй муж физик Матвей Бронштейн. Об этом сообщает мемориальная доска из кроваво-красного гранита, установленная на фасаде в 1997 году. В центре памятного знака - выбоина, как рана от пули или штыка; ей вторят имитации пулевых отверстий, высверленные по центрам некоторых букв. Текст поясняет, что М. П. Бронштейн был арестован в 1937 году и расстрелян...

Л. К. Чуковская, прожившая долгую жизнь, посвятила судьбе мужа автобиографическую повесть «Прочерк». Из повести, в частности, можно узнать, что семейство жило в трехкомнатной квартире на третьем этаже за полуциркульными окнами: «Весело нам было вместе заказывать шторы для этих необычных, кверху округлых окон...».

Бывший доходный дом Иофа, являющийся, по словам историка архитектуры Бориса Кирикова, «опознавательным знаком Пяти углов», неизменно привлекал и привлекает к себе внимание художников, фотографов, музыкантов и кинематографистов. К примеру, на крыше этого здания был снят клип группы ДДТ «Ни шагу назад»; сейчас в башне дома находится художественная мастерская.

Читайте также историю четвероногих строителей Северной столицы.

#архитектура #история #царская Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6436) от 13.05.2019 под заголовком «Омут у Пяти углов».


Комментарии