Олени госпожи Волькенштейн. История дома с мансардой на улице Ленина

Этот шестиэтажный с мансардой дом на улице Ленина (бывшей Широкой) известен всем почитателям архитектуры северного модерна (ул. Ленина, 33; Полозова ул., 22). Внимание любого прохожего неизменно привлекает глубокий каменный портал, из вершины которого словно бы пытается вылезти наружу то ли волк, то ли белый медведь. Наличники окон по сторонам парадного входа украшены изображениями загадочных длинноклювых птиц и вполне узнаваемых сов. На Полозову улицу дом выходит четырехэтажным флигелем, через который устроен въезд в небольшой внутренний двор.

Олени госпожи Волькенштейн. История дома с мансардой на улице Ленина | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В конце 1870-х годов участком владел Людвиг Дитц, подданный княжества Рейсс-Шлейц в составе Германской империи. Тогда на Широкую улицу выходил резной деревянный двухэтажный особняк, вход во двор был отделен оградой с вазонами. Домовладелец умер в мае 1901 года, и вскоре родственники расстались с отеческим наследием.

В 1910 году новая домовладелица, жена кандидата права Клара Волькенштейн, пригласила для строительства многоэтажного дома гражданского инженера Симу Минаша. Старинный особняк и служебные постройки снесли, и на их месте к весне 1911 года был возведен многоэтажный дом.

При его приемке ответственные лица обнаружили некоторые отступления от проекта, нередкие для того времени. Так, вместо мансарды был устроен практически полноценный этаж. Кроме того, проект не предусматривал прачечную, которая была оборудована в мансарде со стороны Полозовой улицы.

На пути от проекта к его осуществлению несколько изменился и фасад. Между окнами второго этажа планировались барельефы, изображающие горожан, вероятно, в одеждах эпохи модерна (женщины в зауженных юбках и модных шляпках, мужчины во фраках) за разными занятиями: зрители рукоплескали танцовщице, вели светскую беседу, дама с зонтиком совершала променад. В реальности вместо них появились картины северной природы: бегущие олени, парящие над скалами чайки, готовящиеся к охоте обитатели Севера.

Увы, «северные» барельефы между окнами второго этажа утрачены  – очевидно, они были выполнены в штукатурке. О том, что эти изображения здесь были, мы можем узнать, ознакомившись с фиксационными чертежами дома, сделанными вскоре после завершения строительства.

Зодчий, построивший этот дом, Сима Минаш родился в Мелитополе, учился в рижском Политехническом институте. В 1897 году поступил в петербургский Институт гражданских инженеров, который окончил в 1902 году с серебряной медалью «за лучшие архитектурные проекты», а его фамилия была выбита на мраморной доске в здании института. Он создатель интерьеров на Царскосельском (Витебском) вокзале, занимался также частной строительной практикой, построив несколько многоэтажных доходных домов в Петербурге.

Ленина33_2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Архитектор пробовал себя и в роли художника: в Праге в частном собрании хранятся созданные им парадные портреты членов семьи. После революционных событий 1917 года зодчий покинул Россию, несколько месяцев прожил в Константинополе, затем перебрался в Париж. Дочь архитектора Евгения Семеновна Минаш (1907  – 1972)  – художница, основатель Женского союза художниц Франции, благотворитель. Однако Париж не стал последним пристанищем архитектора и его родных. Сима Минаш умер в сентябре 1945 года в Иране...

Дом Клары Волькенштейн стал в 2001 году выявленным объектом истории и культуры. Входящих в здание со стороны улицы Ленина встречает замечательный камин, выложенный зеленой глазурованной плиткой. Хотя есть и потери: со стороны Полозовой улицы канули в Лету витиеватые в духе модерна ворота, которые мы можем увидеть на фиксационных чертежах более чем вековой давности.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #исторические здания #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6947) от 18.06.2021 под заголовком « Олени госпожи Волькенштейн».


Комментарии