Огненный смерч в Дрездене. Тотальная бомбардировка союзников жемчужины Европы
Перед Первой мировой войной Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Его называли Флоренцией на Эльбе. 13 февраля 1945 года началась тотальная бомбардировка города Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США. Сохранилось немногое.
Разрушенный Дрезден. Фото: Public Domain
В городе на Эльбе находилось множество объектов, имеющих мировое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко.
К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители Германии были уверены в том, что город, как одна из жемчужин Европы, не будет подвергаться бомбардировкам. К тому же, Дрезден хоть и являлся крупным транспортным узлом, но в нем не было военных заводов.
Число жертв бомбардировки, которая продолжалась три дня, с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается от 25 000 до 30 000 человек и более. Во время бомбометания город был разрушен полностью. К примеру, площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в 4 раза превысила площадь разрушений в Нагасаки после атомной бомбардировки 9 августа 1945 года.
После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город. На месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет.
Во время бомбардировки Дрездена союзникам удалось искусственно создать на его улицах огненный смерч (до того это считалось природным явлением). Смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один катастрофический костер. Воздух над огромной площадью пламени прогревается, плотность его снижается, и огонь поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов. Он был такой силы, что деревья вырывались с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались воздушным торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель попадали в центр полыхающей исторической части города.
Своего пика смерч достиг в трехчасовом промежутке между авиационными налетами, в тот момент, когда укрывавшиеся в подвалах и убежищах жители города вышли из них и пытались добежать до его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием. Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 километров от города, даже на советском участке фронта.
Разрушенный оперный театр в Дрездене. Фото: Public Domain
Английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля был зачитан приказ, в которым раскрывался смысл операции, не казавшейся тогда особо необходимой. В нем говорилось, что цель атаки – нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади уже частично рухнувшего тогда фронта… И показать русским, когда они войдут в город, на что способны Королевские ВВС.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии