Общежитие с порталом. История здания на Большом Сампсониевском

Это здание на углу 1‑го Муринского проспекта (Большой Сампсониевский пр., 94), увенчанное поднятой на уровень третьего этажа монументальной колоннадой, можно признать весьма достойным примером послевоенного неоклассицизма. Возвели его в 1949 – 1951 годах, госкомиссия подписала акт о завершении строительства с оценкой «отлично».

Общежитие с порталом. История здания на Большом Сампсониевском | Монументальный фасад, выходящий на Большой Сампсониевский проспект, более подобает административному зданию, нежели обычному общежитию. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Монументальный фасад, выходящий на Большой Сампсониевский проспект, более подобает административному зданию, нежели обычному общежитию. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первоначально дом должны были построить по красной линии двух проспектов — Карла Маркса (так назывался теперешний Большой Сампсониевский) и 1‑го Муринского. Однако, как рассказывал автор проекта известный ленинградский архитектор Александр Жук, после того как геодезисты стали проводить измерения, забили колышки, в соответствующие инстанции поступили письма от жителей соседнего дома, построенного еще в 1936 году. Они жаловались, что новое здание закроет от них солнечный свет. К их мнению прислушались и планируемое сооружение отодвинули в глубь территории, так что перед ним образовался небольшой сквер.

Здание украсили барельефами: на одном был изображен труд сталеваров, на другом — посадка дерева. Скульптурные работы выполнили во время летней практики дипломники Высшего ­художественно-промышленного училища. Александр Жук был не очень доволен их работой: «Мелкий масштаб фигур, недостаточно чувствуется их стилизация, они напоминают если не станковую вещь, то все‑таки еще не приблизились к монументальной ­скульптуре, которая нужна для постановки на фасаде».

Смету на возведение дома дважды подвергали секвестру. Когда здание было готово вчерне, вышло постановление Совета министров СССР от 9 мая 1950 года «О снижении стоимости строительства». Поэтому многие виды отделки пришлось исключить, в том числе гранит для портала и цоколя. Тогда, по словам Александра Жука, «вместе с прорабом мы создали такой бетон (с гранитной крошкой), который по внешнему виду имитирует гранит».

Однако самый крутой поворот в истории дома произошел ближе к завершению стройки. Трест, для которого строили дом, был ликвидирован, и здание превратили в общежитие рабочих машиностроительного завода имени Карла Маркса. По словам Жука, это привело к ненадлежащим условиям эксплуатации.

Все эти мысли зодчий высказал на общественном обсуждении, проводившемся Ленинградским отделением Союза архитекторов 21 мая 1952 года (стенографи­ческий отчет хранится в ЦГАЛИ).

Участвуя в дискуссии, архитектор Виктор Твелькмейер высоко оценил порталы, заметив, что они «производят впечатление гранитных, напоминают портики Адмиралтейства со стороны Зимнего дворца по их фактуре». Александр Гинцберг был более критичен: «Вход в ­общественное здание в современном доме должен быть иного порядка, особенно при применении нового материала. Вестибюль первого этажа имеет мало света. И зачем нам коридорное общежитие с частично полутемными коридорами?».

Подытожил обсуждение председатель Армен Барутчев: «Работа имеет совершенно ясный прием композиции, она великолепно запоминается, она индивидуальна».

На всесоюзном конкурсе работ молодых архитекторов, проходившем в конце 1951 года в Моск­ве, Александр Жук был отмечен за этот дом одной из первых премий. В газете «Вечерний Ленинград» тогда же указывалось, что здание удалось возвести на квартал раньше срока благодаря стахановским методам каменщиков и применению сборных конструкций.

Газета «Строительный рабочий» в январе 1952 года сообщала: «Творчески развивая традиции русского классического зодчества, архитектор добивался, чтобы здание по внешнему виду и внутреннему благоустройству отвечало требованиям нашего времени — принципам социалисти­ческого реализма и максимальных удобств для жильцов… В вестибюле здания, предназначенного под общежитие, — мозаичные полы, в помещениях лепные украшения. Коллектив строителей, руководимый производителем работ В. Белоусом, выполнил задание отлично — такую оценку дала государственная комиссия, принимая дом».

Сегодня здесь по‑прежнему находится общежитие. Жаль только, что на территории сквера возвели торговый комплекс, заслонивший собой вид на здание со стороны Большого Сампсониевского проспекта.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #архитектура #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7141) от 01.04.2022 под заголовком «Общежитие с порталом».


Комментарии