Образец «чухонского» модерна. История дома с головами леших на Невском проспекте

Сегодня принято ругать большевиков за то, что они, борясь с религией, устраивали в закрытых церквах кинотеатры. Однако, как выясняется, подобное случалось и при «царском режиме», причем причиной служила... коммерческая целесообразность.

Образец «чухонского» модерна. История дома с головами леших на Невском проспекте | Многим горожанам этот дом знаком еще и по располагавшемуся здесь кинотеатру «Знание». Впрочем, кинематограф живет в этих стенах и по сию пору. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Многим горожанам этот дом знаком еще и по располагавшемуся здесь кинотеатру «Знание». Впрочем, кинематограф живет в этих стенах и по сию пору. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Именно так поступила жена гвардейского полковника Мария Воейкова, затеявшая очередную перестройку в доме на Невском, напротив Троицкой улицы (ныне ул. Рубинштейна). При этом она приспособила под синематограф домовую церковь, устроенную здесь в середине XIX века, когда здание находилось во владении графини Н. Д. Бахметевой. Ее автором был известный архитектор Алексей Горностаев, поборник русского стиля.

Репортер «Петербургского листка» в сентябре 1908 года сетовал: «Перекрашенный, замазанный по местам зал церкви приспособлен к обыкновенному залу кинематографа. Явление, как хотите, довольно грустное... Закрытый храм представлял собой одну из лучших домовых церквей в столице. Сводчатый потолок и высокие стены были сплошь расписаны оригинальной стенной живописью в византийском стиле. Чудной, высокохудожественной работы резной иконостас представлял собой копию иконостаса московского Успенского собора».

Если устроить кинематограф в церковных помещениях удалось довольно быстро, то «перелицовка» дома, выходящего на главный проспект, застопорилась. Фасад, спроектированный в духе северного модерна гражданским инженером Симой Минашем, предстояло утверждать у императора.

В строительном уставе прямо указывалось, что фасады частновладельческих построек, выходящие на Невский проспект от Адмиралтейства до Лиговки, выносятся на «высочайшее утверждение». Внешний вид дома Воейковой сразу же вызвал нарекания за свою эпатажность. Техническо-строительный комитет МВД указал, что «детальную обработку фасада (крупными шахматами, червеобразными орнаментами и другими неопределенными формами) нельзя признать удачной», особенно на Невском.

Проект завис в инстанциях, поэтому 7 августа 1909 года мать домовладелицы, 72-летняя княгиня Мария Голицына, решилась написать лично председателю Совета министров П. А. Столыпину, чтобы ускорить дело. «Петр Аркадьевич, я обращаюсь к Вам с великой просьбой - так начиналось ее послание. Далее княгиня убеждала ускорить представление доклада государю: - Это очень важно, так как строительный сезон скоро кончается, и времени остается очень мало... Очень, очень прошу Вас поторопить это дело! Оно очень важно! Пропускать несколько месяцев из-за утверждения фасада, это очень большая потеря. Пожалуйста, помогите нам и простите». Премьер дал указание - ускорить, и дело завертелось.

Однако, несмотря на отмашку Столыпина, утверждение проекта произошло не так быстро, как, вероятно, надеялась княгиня-просительница. Градоначальник, получив исправленный проект, вновь указал, что в целом фасад не отвечает «монументальному характеру» Невского проспекта, и чертежи отправились по новому кругу.

Проект погулял по инстанциям, и к ноябрю 1909 года замечаний осталось совсем немного. Наконец, он был утвержден, и к осени следующего года дом построили. Печально, что старая княгиня, проталкивавшая экстравагантный проект через Столыпина, не смогла его увидеть: она скончалась весной 1910 года, когда строительство было в самом разгаре.

5Дом-с-лешими2_Д.jpg

Изображения каких только диковинных зверей и птиц не увидишь на фасадах этого здания! / Фото Александра Дроздова

Вскоре после его завершения искусствовед Г. К. Лукомский пренебрежительно отозвался об этом здании как об образце «чухонского» (финского) модерна с «какими-то головами леших». Он подчеркивал, что все в архитектурном мире разделяют его мнение: нелепый фасад испортил вид Невского проспекта, а также отмечал, что многие изумлялись - как вообще мог быть утвержден подобный проект.

Проходят времена, и вкусы меняются: сегодня искусствоведы считают эту постройку наряду с другими подлинным украшением Невского проспекта. Борис Кириков отмечает, что дом Воейковой хоть и «не принадлежит к вершинам петербургского модерна», но интересен «мастерским исполнением фасадного декора». Владимир Лисовский также положительно оценивает включенные в каменную облицовку «стилизованные рельефы и маски, которые с успехом служат опознавательными знаками» избранной Симой Минашем «художественной манеры».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #история #Невский проспект #исторические здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050(6648) от 20.03.2020 под заголовком «Дом с головами леших».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».