«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Евгений Онегин в первой главе романа произносит: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел»... О вкусах спорить не станем, но действительно, блестящий танцор, хореограф и педагог, реформатор балета России Шарль Дидло в расцвете славы оказался в тягость не только ветреному герою романа Пушкина. Выдающийся музыкант, отдавший развитию балета России всю жизнь, все силы и талант, воспитавший плеяду русских танцовщиков и танцовщиц, в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Карл Людовик Дидло, или Шарль Луи Фредерик Дидло, начал карьеру как танцовщик еще в детском возрасте. Учился он в Парижской школе театра Гранд-оперa, с большим успехом выступал во многих ролях, затем женился на балерине и вместе с ней создал несколько ярких постановок.

В 1801 году князь Николай Борисович Юсупов пригласил Шарля Дидло возглавить петербургскую балетную труппу Российских императорских театров. В сентябре Дидло с семьей прибыл в северную столицу и уже в апреле 1802 года дебютировал на сцене Большого Каменного театра с балетом «Аполлон и Дафна».

С 1804-го по 1811 год Шарль Дидло руководил Петербургской театральной школой, воспитав сотни учеников, которые затмили приглашаемых в Россию дорогостоящих иностранных танцоров. Он поставил огромное количество балетов, дивертисментов и танцев, выведших столичный балет на недосягаемую до тех пор высоту.

Однако, несмотря на долгую жизнь в Петербурге, Дидло плохо говорил по-русски. В обращении с учениками он был сух и педантичен, жестко отдавая команды на французском языке. Но главное, в чем неприятно проявил себя Дидло: он бил учеников.

Авдотья Панаева вспоминала, что мальчики и девочки, когда шли на репетицию или урок, молили бога, чтобы не испробовать палки Дидло на спине и носках. Нередко матери, навещавшие дочерей в школе, утешали бедолаг, показывавших им синяки на ногах и руках. Когда маленькие дети танцевали в спектаклях, Дидло грозил им из-за кулис и потом наказывал, если они путались в танце, составляя группы. Он набрасывался на них как коршун: дергал за волосы, теребил за уши, пинал ногами...

Доставалось от Дидло и взрослым артистам. И все же, как ни парадоксально, при всех этих деспотичных выходках, как учитель и балетмейстер, Дидло пользовался абсолютной и заслуженной любовью и славой.

В 1831 году пронесся слух, что Дидло выходит в отставку из-за ссоры с князем Сергеем Гагариным. По словам писателя и драматурга Александра Плещеева, произошло следующее: однажды антракт между действиями затянулся, и князь Гагарин (директор Императорских театров в 1829 - 1833 годах) приказал Дидло поторопить танцовщиц и начинать действие. Гагарин решил продемонстрировать, кто в театре хозяин: мол, никакие заслуги и таланты для него не существуют. Но Дидло не позволял никому вмешиваться в свою работу. Он проигнорировал указание князя, за что тот велел посадить его под арест. На другой день Дидло подал в отставку. Вот так и закончилась карьера великого балетмейстера.

Вскоре был объявлен прощальный бенефис Дидло. Должность директора Императорских театров в 1833 году перешла к Александру Гедеонову, который не мог не знать о произошедшей оскорбительной несправедливости по отношению к великому хореографу. Но, не проявив к тому никакого снисхождения, при составлении плана прощального бенефиса Гедеонов потребовал: когда публика будет вызывать Дидло, никто из участников спектакля не должен выходить на сцену вместе с ним.

Однако ученики, ученицы, кордебалет и солисты, которые прежде с нетерпением ждали счастливого момента прощания с неразлучной палкой Дидло, теперь, растроганные, как будто бы забыв свои обиды, с первыми же овациями и вызовами двинулись вместе с Дидло на авансцену. Из оркестра мэтру подали несколько венков, самый маленький из которых одна из солисток возложила на голову старика.

Все обнимали его, ученики целовали ему руки. Аплодисментам и вызовам не было конца, старые танцоры-пенсионеры поддерживали за плечи Дидло, взволнованного, ослабевшего и немного печального. А в те же минуты за сценой происходил другой «спектакль»: взбешенный самовольством подчиненных, Гедеонов кричал, что всех оштрафует за то, что посмели его ослушаться и организовали чествование Дидло. Волнение за кулисами было страшное.

После этого великий балетмейстер пожелал покинуть столицу. Шел ноябрь 1837 года. Направившись в Крым, где он хотел поселиться в старости, Дидло заболел в дороге и умер.

#балет #история России #Шарль Дидло

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6469) от 28.06.2019 под заголовком ««...но и Дидло мне надоел»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».