Нищенство как искусство

«Несколько дней тому назад на набережной Екатерининского канала, около Мещанской улицы мне пришлось видеть сцену, от которой волосы дыбом становились. Оборванный, полураздетый, полубосой юноша, на вид лет 19, догонял удалявшегося от него пожилого, весьма прилично одетого господина. «Папа, остановись! Дорогой папа, остановись на одну минуту, выслушай меня!» - взывал юноша. Но господин, казалось, ничего не слышал и стремительно удалялся. «Папа, мы голодаем с матерью! Смилуйся над нами!.. За что ты выбросил нас на улицу?!» - громко рыдал юноша».

Нищенство как искусство | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Описание этой душераздирающей сцены появилось на страницах «Петербургского листка» 3 февраля 1903 года. Две дамы, случайно видевшие эту картину, обратили на молодого человека внимание и поинтересовались: неужели чопорный господин и вправду его отец? «Да, отец... Он бросил нас, ничего не дает нам... У него дом, деньги...» - слезливо произнес юноша.

Одна из дам в ответ также прослезилась и подала ему рубль, другая отсыпала несколько серебряных монет, а некий господин протянул целых три рубля. В итоге денег набралось около шести рублей - довольно приличная по тем временам сумма, и журналист от души порадовался за сердобольных горожан.

Каково же было его удивление, когда через несколько дней он увидел ту же сцену с теми же героями, но только уже на углу Крюкова канала и Фонтанки! Сначала он подумал, что юноша все еще ловит отца. Но когда какой-то проезжавший извозчик крикнул: «Кондрашка, рублей пятнадцать настрелял за день?», после чего молодой человек торопливо скрылся, журналист наконец понял, что встречи отца с сыном были не чем иным, как комедией, артистически разыгрываемой двумя профессиональными нищими!

Известный писатель, журналист А. А. Бахтиаров в том же 1903 году в очерках «Современный Петербург» писал: «Среди действительно нуждающихся есть немало и профессиональных нищих, праздношатающихся, которые избрали нищенство как выгодный промысел». Он отмечал, что зачастую целые деревни организованно переселяются в Петербург на осенне-зимний период: «Это отхожий промысел. В волости имеются мастера, фабрикующие паспорта, свидетельства о пожарах, градобитиях, даже дозволения на сборы на построение храмов».

«Петербургский листок» в другой февральской статье 1903 года констатировал: «Профессиональное нищенство достигло в Петербурге громадных размеров; число лиц, избравших нищенство своим ремеслом, доходит до 30 тысяч. Эта армия нищенствующих живет на счет людей трудящихся, отвергая самый основной закон общественной жизни - закон труда. Профессиональные нищие бродят праздными среди работающего люда, разнося повсюду нравственную заразу примером своего тунеядства».

Как с этим бороться? Газета предлагала свои рецепты: «Лицам, способным к труду и случайно впавшим в нищету, должно быть обеспечено предоставление заработка; привычным же нищим, которые хотят жить, ничего не делая, надо отказать в милостыне».

В «Петербургском листке» приводился и конкретный пример осуществления этой теории. Дом трудолюбия для мужчин выпустил в продажу книжки со специальными билетами. Его предъявитель мог получить в доме трудолюбия временную работу и полное содержание на то время, пока сотрудники этой благотворительной организации искали для него постоянную работу. Книжки содержали 30 билетов. Любой мог купить такие книжки за 50 копеек и подать нищему билет вместо милостыни.

«Подав такой билет действительному бедняку, который, не найдя заработка и приюта, вынужден был протянуть руку за подаянием, вы окажете ему существенную помощь, так как предоставите ему возможность провести тяжелое время сытым, обутым и в тепле», - отмечалось в «Петербургском листке».

Однако, несмотря на подобные общественные инициативы, искоренить профессиональных попрошаек в Петербурге не удавалось. Русское нищенство было особым явлением, с которым трудно было бороться рациональными методами. Если распространенное в Европе протестантское вероисповедание транслировало идею, что каждый человек должен своим трудом зарабатывать себе на хлеб, а потому профессиональный нищий - тунеядец и преступник, то в России дело обстояло иначе.

Православие отрицательно относилось к делению нищих на «настоящих» и «ненастоящих», и народ следовал этому принципу, раздавая милостыню всем просящим, не задумываясь, нуждается ли протянувший руку в помощи...

#нищие #мошенники #помощь

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...