Нищенство как искусство

«Несколько дней тому назад на набережной Екатерининского канала, около Мещанской улицы мне пришлось видеть сцену, от которой волосы дыбом становились. Оборванный, полураздетый, полубосой юноша, на вид лет 19, догонял удалявшегося от него пожилого, весьма прилично одетого господина. «Папа, остановись! Дорогой папа, остановись на одну минуту, выслушай меня!» - взывал юноша. Но господин, казалось, ничего не слышал и стремительно удалялся. «Папа, мы голодаем с матерью! Смилуйся над нами!.. За что ты выбросил нас на улицу?!» - громко рыдал юноша».

Нищенство как искусство | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Описание этой душераздирающей сцены появилось на страницах «Петербургского листка» 3 февраля 1903 года. Две дамы, случайно видевшие эту картину, обратили на молодого человека внимание и поинтересовались: неужели чопорный господин и вправду его отец? «Да, отец... Он бросил нас, ничего не дает нам... У него дом, деньги...» - слезливо произнес юноша.

Одна из дам в ответ также прослезилась и подала ему рубль, другая отсыпала несколько серебряных монет, а некий господин протянул целых три рубля. В итоге денег набралось около шести рублей - довольно приличная по тем временам сумма, и журналист от души порадовался за сердобольных горожан.

Каково же было его удивление, когда через несколько дней он увидел ту же сцену с теми же героями, но только уже на углу Крюкова канала и Фонтанки! Сначала он подумал, что юноша все еще ловит отца. Но когда какой-то проезжавший извозчик крикнул: «Кондрашка, рублей пятнадцать настрелял за день?», после чего молодой человек торопливо скрылся, журналист наконец понял, что встречи отца с сыном были не чем иным, как комедией, артистически разыгрываемой двумя профессиональными нищими!

Известный писатель, журналист А. А. Бахтиаров в том же 1903 году в очерках «Современный Петербург» писал: «Среди действительно нуждающихся есть немало и профессиональных нищих, праздношатающихся, которые избрали нищенство как выгодный промысел». Он отмечал, что зачастую целые деревни организованно переселяются в Петербург на осенне-зимний период: «Это отхожий промысел. В волости имеются мастера, фабрикующие паспорта, свидетельства о пожарах, градобитиях, даже дозволения на сборы на построение храмов».

«Петербургский листок» в другой февральской статье 1903 года констатировал: «Профессиональное нищенство достигло в Петербурге громадных размеров; число лиц, избравших нищенство своим ремеслом, доходит до 30 тысяч. Эта армия нищенствующих живет на счет людей трудящихся, отвергая самый основной закон общественной жизни - закон труда. Профессиональные нищие бродят праздными среди работающего люда, разнося повсюду нравственную заразу примером своего тунеядства».

Как с этим бороться? Газета предлагала свои рецепты: «Лицам, способным к труду и случайно впавшим в нищету, должно быть обеспечено предоставление заработка; привычным же нищим, которые хотят жить, ничего не делая, надо отказать в милостыне».

В «Петербургском листке» приводился и конкретный пример осуществления этой теории. Дом трудолюбия для мужчин выпустил в продажу книжки со специальными билетами. Его предъявитель мог получить в доме трудолюбия временную работу и полное содержание на то время, пока сотрудники этой благотворительной организации искали для него постоянную работу. Книжки содержали 30 билетов. Любой мог купить такие книжки за 50 копеек и подать нищему билет вместо милостыни.

«Подав такой билет действительному бедняку, который, не найдя заработка и приюта, вынужден был протянуть руку за подаянием, вы окажете ему существенную помощь, так как предоставите ему возможность провести тяжелое время сытым, обутым и в тепле», - отмечалось в «Петербургском листке».

Однако, несмотря на подобные общественные инициативы, искоренить профессиональных попрошаек в Петербурге не удавалось. Русское нищенство было особым явлением, с которым трудно было бороться рациональными методами. Если распространенное в Европе протестантское вероисповедание транслировало идею, что каждый человек должен своим трудом зарабатывать себе на хлеб, а потому профессиональный нищий - тунеядец и преступник, то в России дело обстояло иначе.

Православие отрицательно относилось к делению нищих на «настоящих» и «ненастоящих», и народ следовал этому принципу, раздавая милостыню всем просящим, не задумываясь, нуждается ли протянувший руку в помощи...

#нищие #мошенники #помощь

Комментарии