2Vtzqv4Hz9U

Несостоявшийся запрет. Кто позировал для скульптуры Св. Варвары Владимира Беклемишева?

В 1894 году в Петербурге проходила ежегодная художественная выставка, всеобщее внимание на которой привлекла скульптура Владимира Беклемишева «Святая Варвара. Великомученица». Газета «Неделя» сообщала: «В этой фигуре столько чувства, столько тепла, что можно, не задумываясь, назвать ее самым художественным произведением на выставке».

Несостоявшийся запрет. Кто позировал для скульптуры Св. Варвары Владимира Беклемишева? | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

По церковному преданию, святая Варвара славилась своей красотой. Она жила в III веке нашей эры в городе Илиополе и, вопреки запрету отца-язычника, приняла христианство. За это была жестоко наказана: после тяжелых мучений ее обезглавили.

«Рассказывают, что художник сначала вылепил фигуру с натурщицы, но ее внешность была внешностью обычной женщины, — отмечал корреспондент «Недели». — Он разбил свое творение и уже отчаялся в его выполнимости. Но случайно ему встретилась девушка, согласившаяся позировать, и статуя была соз­дана».

Этой моделью была Анна Уразова, жена военного топографа. История их с мужем любви удивительна. Они познакомились на рождественском маскараде: молодой блестящий офицер Петр Уразов, выпускник Военно-топографического юнкерского училища, был сражен красотой девушки, лицо которой было настолько совершенным, что она казалась ожившей античной статуей.

Он стал частым гостем в семье девушки, и, когда попросил руки Анны, ее отец дал согласие. Однако для женитьбы было необходимо еще получить разрешение из канцелярии его величества. А отец Анны, владелец большого магазина, происходил из крестьян. Положение казалось безвыходным. Петр понимал, что разрешение на брак ему вряд ли дадут.

Как раз в этот момент командование вручило ему назначение на новое место службы — на Кавказ. Уразов решил, что подаст прошение в канцелярию и сразу увезет невесту в Тифлис. Может быть, наместник Кавказа окажется к нему снисходительным.

Тот действительно принял нового подчиненного приветливо и жениться ему разрешил. Сразу же назначили день свадьбы. Приехавшие на свадьбу родители благословили молодых. В зале грянул полковой оркестр. И тут молодожену подали пакет из Петербурга, из канцелярии его величества — отрицательный ответ на его просьбу. Петр Уразов с ужасом представил, что было бы, приди эта депеша днем раньше, и разорвал бумагу, сказав: «Что Бог сочетал, люди не разлучат».

Жизнь супругов Уразовых была долгой и счастливой, в семье родились шестеро детей. Военному топографу Уразову пришлось много поездить по стране, преж­де чем он с семьей снова вернулся в Петербург. Тогда Анну и увидел скульптор Беклемишев. Он поразился ее необыкновенной красоте и пригласил позировать.

Император Александр III заказал бронзовый экземпляр «Святой Варвары» для Эрмитажа, откуда впоследствии скульптура была передана в только что открывшийся Русский музей.

Тем временем Беклемишев продолжил религиозную тему и в ноябре 1894 года представил широкой публике мраморную голову христианской мученицы. «Черты лица те же, что и у «Святой Варвары», но по выражению эта вещь тоньше и художественнее, — сообщалось в журнале «Артист». — Смерть наложила на лицо свою печать, но не обез­образила его, а только придала ему то торжественное, величавое выражение, к которому так подходят слова pаx teсum (лат., «мир с тобой». — Ред.), взятые художником для названия».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#выставка #история #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7290) от 03.11.2022 под заголовком «Несостоявшийся запрет».


Комментарии