Моряки и сфинксы. Как добирались до Петербурга египетские реликвии
Вполне могло так случиться, что знаменитые египетские сфинксы украшали бы не Университетскую набережную в Петербурге, а берег Сены или какую‑нибудь площадь в Париже. Дело в том, что поначалу скульптуры были проданы во Францию. Сделка оказалась сорванной из‑за случившейся там Июльской революции 1830 года, в результате которой вместо Карла X на трон взошел его «кузен» (а фактически дальний родственник) Луи-Филипп, герцог Орлеанский.

ФОТО Википедии / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0
Предшествовали борьбе за сфинксов следующие события. В 1829 – 1830 годах молодой чиновник коллегии иностранных дел Андрей Муравьев в качестве паломника посетил Египет, Иерусалим, Кипр, Смирну и Константинополь. Изданное им позднее «Путешествие ко Святым местам в 1830 году» принесло ему популярность в русском обществе.
Путешествуя, он увидел в Александрии одного из двух сфинксов, найденных в районе древних Фив и предназначенных для продажи. Изваяние произвело на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно обратился в Константинополь (Египет тогда входил в Османскую империю) к российскому послу — действительному тайному советнику Александру Рибопьеру, предложив купить двух сфинксов за 100 тысяч франков. К посланию он приложил рисунок сфинкса.
Рибопьер переслал письмо министру иностранных дел графу Карлу Нессельроде, чтобы тот получил у императора «добро» на столь дорогую покупку. Однако Николай I в то время был с визитом в Пруссии, поэтому корреспонденция сильно задержалась. Когда же государь прочел послание, то распорядился отправить запрос в Академию художеств о целесообразности приобретения скульптур.
В ту пору в России по примеру Европы процветала египтомания: в Петербурге в 1826 году был построен Египетский мост, в том же году в Кунсткамере открылся «Египетский музеум», а спустя три года в Царском Селе воздвигли Египетские ворота. Египтологией увлекался и президент Академии художеств Алексей Оленин. Поэтому на вопрос императора он ответил утвердительно, и тот дал согласие на приобретение сфинксов.
Однако тогда они уже были проданы во Францию, и только благодаря случившейся там революции сделка была расторгнута. В этих условиях Россия смогла их приобрести за 64 тысячи рублей. Затем следовало решить, как доставить сфинксов в Петербург. Подробности этой истории мы обнаружили в документах Российского государственного архива Военно-морского флота.
…Осенью 1830 года директор Азиатского департамента МИД России тайный советник Константин Родофиникин долго не мог добиться ответа от начальника Главного морского штаба князя Александра Меншикова. Дипломат указывал, что «пора уже дать предписания, а то опоздаем, и монументы не поспеют сюда будущим летом, чрез что подвергнемся напрасным чрезвычайным издержкам…».
Меншиков ответил, что «военные суда, не имея устройства для помещения таковых предметов, требовали бы на сей случай особенных переделок, что суда сии, единственно для сего, должны были бы зайти в Александрию, и что в Кроншта[д]те необходимо было бы перегружать вышеозначенные монументы на другие суда, для доставления их в С.‑Петербург».
Поэтому, по словам Меншикова, «наем для сего предмета вольных судов едва ли не обойдется дешевле, если взять в соображение издержки, которых стоили бы необходимые на судах переделки, отправление и пребывание судов в Александрии». Кроме того, «доставка тех монументов на вольных судах была бы удобнее, как потому что они прибыли бы прямо в С. Петербург, без всякой перегрузки в Кроншта[д]те, так и потому, что люди, занимающиеся перевозкою такого рода тяжестей, при нагрузке и выгрузке оных, лучше умели бы сохранить сии памятники древности от повреждения».
Николай I согласился с тем, что сфинксов необходимо отправить в Петербург на торговом судне, и в феврале 1831 года Меншиков сообщил командующему отрядами судов в Греческих водах контр-адмиралу Петру Рикорду, что уже готовившаяся перевозка на военных судах отменяется.
Чтобы переправить скульптуры из Александрии в Петербург, было зафрахтовано итальянское парусное судно «Буэна Сперанца» («Добрая надежда)». Во время погрузки на борт судна один из сфинксов рухнул, в результате чего был поврежден платок на его голове. Короны сфинксов, не являющиеся частью монолита, были размещены на палубе отдельно.
В мае 1832 года скульптуры доставили в Петербург. Однако свои места на постаментах они заняли лишь в апреле 1834 года.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7276) от 14.10.2022 под заголовком «Моряки и сфинксы».
Материалы рубрики
Певец-поэт. Тартаков одним из первых стал записывать свои выступления на грампластинки
Романовых заменили Рылеевым. Предыстория купчинских территорий
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии