Не успели завершить. Почему в Петербурге не сохранилась церковь Вознесения Господня?
На фотографии 1936 года — последние месяцы существования церкви Вознесения Господня на углу Вознесенского проспекта (тогда проспекта Майорова) и канала Грибоедова. Когда‑то она служила важнейшей высотной доминантой в этом районе, перекликавшейся со Спасом-на-Сенной. Увы, нынче нет ни того, ни другого храма…
Если присмотреться внимательно, то можно увидеть: половина культового здания уже снесена, груды кирпича заполнили церковный двор. Изящная колокольня еще нетронута, но ее время уже сочтено. Как жаль…/Репродукция. Фото автора
Деревянная церковь на этом месте появилась еще в петровские времена — однокупольная, с высокой колокольней, увенчанной игловидным шпилем. Вокруг нее, как водится, устроили кладбище, которое уже вскоре пришло в негодность.
В начале апреля 1746 года на это обратила внимание государыня императрица Елизавета Петровна, возвращавшаяся из Екатерингофа. Вот как в одной из своих книг описывал этот случай краевед Петр Столпянский: «Был теплый весенний вечер… У церкви Вознесения императрица откинулась от открытого окна к спинке кареты и закрыла лицо тончайшим из брабантских кружев платком, «понеже около церкви дух тяжелый происходил». А «дух» происходил оттого, что вокруг церкви Вознесения было кладбище, могилы делались неглубокие и воздух был насыщен трупным запахом».
Увиденное настолько потрясло царицу, что вскоре появился ее указ, которым предписывалось закрыть большинство городских кладбищ для дальнейших захоронений и отвести для погребения места, отдаленные от жилищ…
К середине 1750‑х храм обветшал, на его месте архитектор Александр Вист начал строительство каменной церкви. Правда, не совсем удачно: обрушилась колокольня, которую даже не успели завершить. Руководство строительством перешло к Антонио Ринальди, он и закончил возведение церковного здания.
На месте снесенного в 1936 году храма (точнее, на месте бывшей часовни и ограды) была выстроена школа со скругленной угловой частью. Автором проекта стал известный петербургский, а затем и ленинградский архитектор Александр Лишневский.
В годы блокады здание серьезно пострадало. В 1946 году архитектор Модест Шепилевский восстановил его, дополнив угловую часть четырехколонным портиком под треугольным фронтоном, которого не было в проекте Лишневского. Постройка достаточно органично, без особого диссонанса, вписалась в облик этой части города. И теперь уже трудно представить, что когда‑то все здесь выглядело совсем иначе.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7325) от 23.12.2022 под заголовком «Вознесенная над каналом».
Комментарии