Не только «Камчатка». Адреса Виктора Цоя в Петербурге

15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Он погиб в автокатастрофе. Тридцать лет, как певца нет, но его песни до сих пор с нами. Эта музыка и сейчас звучит современно, а сама личность Цоя вызывает интерес у тысяч его поклонников.

Не только «Камчатка». Адреса Виктора Цоя в Петербурге | ФОТО Сергея ВДОВИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея ВДОВИНА/ИНТЕРПРЕСС

Сегодня многие из них приезжают в наш город посетить места, связанные с именем кумира. Это и дом на проспекте Ветеранов, в котором Виктор жил со своей семьей, и, конечно же, легендарная котельная «Камчатка»... Однако на самом деле подобных отметок на карте города – бесчисленное множество. Ведь Виктор Цой родился в Ленинграде, здесь учился, работал и прожил до 1988 года, когда переехал в Москву.

Большая часть жизни Виктора прошла в Московском районе. Он появился на свет 21 июня 1962 года в роддоме № 9 (Кузнецовская ул., 25). Отсюда новорожденного привезли на Московский проспект, 193, где тогда жили его родители. Это здание в стиле сталинского ампира на Московской площади. Рядом, стоит лишь перейти Ленинский проспект, детский сад, куда он ходил.

В 1966 году родители купили однокомнатную кооперативную квартиру в типовом девятиэтажном кирпичном доме, опять же в Московском районе, – на пр. Космонавтов, 76. Отсюда Виктор отправился в первый класс школы № 362, находившейся в пяти минутах ходьбы, на Витебском пр., 85. Забегая вперед, скажем, что Виктор сменил четыре школы, и все – в Московском районе.

В 1973-м родители Виктора развелись. Квартиру разменяли. Отец, Роберт Максимович, уехал в комнату в коммуналке, а Вера Васильевна с сыном – в квартиру на Пулковской ул., 17. Затем – вновь переезд, на этот раз в знаменитый «Дом со шпилем» на Московском пр., 190. Там Виктор Цой прожил с 1975-го до начала 1980-х годов. Рядом, на улице Фрунзе, 22, – школа (сейчас № 507, а тогда 378-я), в которой он окончил седьмой и восьмой классы.

Здесь, в здании на углу Московского проспекта и Бассейной улицы, Виктор пережил подростковый возраст. Первые аккорды на гитаре, первый опыт вокала, первая влюбленность... Он не любил проводить время дома: у него была средняя проходная комната – все время на виду, не укрыться. Отсюда и прогулки по городу, и курение на крыше соседнего дома, откуда был виден казавшийся бесконечным парк Победы. Кто знает, может, из подобного досуга впоследствии и родилось: «Гуляю, я один гуляю...».

Отсюда Виктор ездил в художественную школу на наб. канала Грибоедова, 2б, и в училище им. Серова на площади Пролетарской Диктатуры, 5, в которых, правда, проучился недолго. Из последнего учебного заведения Виктора отчислили за неуспеваемость. Виной тому, надо полагать, послужил растущий интерес к музыке.

Родители, в особенности отец, придерживались строгих жизненных правил: учеба, армия, работа... Видимо, под их влиянием Виктор сначала устроился штамповщиком на завод, а затем поступил в вечернюю школу № 147 у станции метро «Электросила» (Московский пр., 164). Здесь он учился два года, а затем поступил в ПТУ № 61 на ул. Стойкости, 30, где осваивал специальность «резчик по дереву». В этой профессии он делал успехи, и его даже показали в популярной программе «Монитор» ленинградского телевидения – как лучшего учащегося.

В музее бывшего ПТУ, а ныне лицея хранится дипломная работа Виктора – резной наличник. Многие знают, что он делал и нэцке. Он вообще любил все восточное. Многим своим друзьям он дарил пепельницы и прочие поделки из дерева... После смерти певца лицей стал объектом паломничества его фанатов. Многие стремились пройти по стопам Виктора и даже поступали сюда учиться.

Еще в стенах ПТУ он был гитаристом в студенческой группе «Ракурс», а после двух курсов бросил учебу и полностью посвятил себя творчеству.

С 1985-го по 1987 год Цой жил в доме-корабле на пр. Ветеранов, 99. Это была квартира его жены Марианны и ее мамы Инны Николаевны. Известны фотографии счастливой молодой семьи на прогулке в соседнем парке «Александрино» и Виктора с собакой, скотч-терьером Биллом, возле дома... После смерти музыканта деревянная дверь в квартиру № 101 была вся исписана поклонниками...

Неподалеку отсюда Виктор устроился на работу в баню № 19 - мойщиком. Нужны были деньги для семьи, да и статью за тунеядство никто не отменял. Правда, в бане он проработал недолго. Работа грязная, в парилке, кроме того, смены были вечерние, а это мешало творчеству.

Осенью 1986 года он устроился кочегаром в котельную на Петроградской стороне. В ту пору именно котельные для многих творческих людей служили своего рода «внутренней эмиграцией». Во-первых, график работы – сутки через трое. Можно меняться сменами. Во-вторых, на работе всегда было время для гостей, написания песен, стихов или картин. И, наконец, платили зарплату...

Котельная на улице Блохина, 15, в начале 1980-х была богом забытым местом с «классическим» пьющим персоналом. Все изменилось с назначением туда бригадиром Анатолия Соколкова. Он и стал набирать команду из непризнанных официально музыкантов.

Котельная отапливала один-единственный дом – женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. Есть кадры из фильма Алексея Учителя «Рок», где Цой грузит в тележку уголь, а затем бросает его в топку. Известна также шутливая музыкальная зарисовка Виктора «Я хочу быть кочегаром»...

Будет несправедливо не упомянуть и других музыкантов, работавших в разное время в котельной. Это Святослав Задерий, Александр Башлачев, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик.

Название «Камчатка» прижилось почти сразу. Дело в том, что Анатолия Соколкова все называли «начальник». Естественно, всем сразу на ум приходил известный советский фильм «Начальник Чукотки». А к тому времени у Цоя уже была написана песня «Камчатка» и альбом «Начальник Камчатки». И по аналогии и созвучию с фильмом все стали называть Соколкова именно так – «начальник Камчатки», а саму котельную – «Камчатка».

Цой проработал там сравнительно недолго. Его популярность стремительно набирала обороты. Начались гастроли, съемки в кино и на телевидении...

В 1988 году Виктор переехал в Москву. Новая семья, гастроли, записи... Однако он периодически возвращался в Ленинград, и директор рок-группы «Кино» Юрий Белишкин по просьбе Виктора снял ему однокомнатную квартиру на севере города на пр. Тореза, 94, корпус 2. Сюда Цой наведывался в 1988 - 1989 годах. Это обычная пятиэтажная «хрущевка» возле «Сосновки». Почти в двух шагах от дома – две школы. Старшеклассники быстро прознали, что в соседнем доме живет известный музыкант, и, когда к парадному подъезжало такси, сбегались посмотреть, как Цой выходит из дома.

Певцу не удавалось оставаться инкогнито. К тому времени в прокате уже вовсю шли фильмы «Асса», «Игла», по телевидению крутили клипы, выходили передачи с участием музыканта. Порой, вернувшись домой, Цой находил под дверью своей квартиры цветы от поклонников.

Впрочем, его ленинградские адреса – это и дома, где жили его многочисленные друзья, и рок-клуб на улице Рубинштейна, 13, и студии, где в разное время Виктор Цой и группа «Кино» записывали свои песни...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Виктор Цой #музыканты #история #рок-музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Не только «Камчатка»».


Комментарии