В Петербурге представили выставку «Виктор Цой. И не кончится лето»

Выставка «Виктор Цой. И не кончится лето» открылась в KGallery и продлится до 13 сентября.

В Петербурге представили выставку «Виктор Цой. И не кончится лето» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Вернисажа как такового не было, но в тот день по набережной Фонтанки к галерее тянулся ручеек людей самого разного возраста – не только мое поколение, к которому принадлежал и Цой, но и много молодежи. Сейчас ему было бы 58, и он, подобно БГ или Мику Джаггеру, красиво бы старел.

Окно галереи, выходящее на залитую солнцем Фонтанку, было распахнуто, рядом стоял старый проигрыватель. На нем крутилась пластинка. Звучал негромкий, какой-то потусторонний голос Виктора Цоя:

Я жду ответа,

больше надежд нету.

Скоро кончится лето. Это...

Песню «Лето» он сочинил весной 1990 года, когда уже жил в Москве с Натальей Разлоговой _ ей суждено было стать его музой и последней любовью. До конца лета 1990-го он не дожил.

Рисунки, картины, полароиды, личные вещи Виктора – все, что сейчас выставлено в KGallery, – из коллекции Натальи. Она все сохранила, даже листок в клеточку из записной книжки с телефоном Сергея Курехина.

И куртку – конечно же, черную, которую Цой лично «апгрейдил», нарисовав условных, как первобытные петроглифы, человечков, прицепив карабины и даже настоящую пулю.

В пресс-релизе написано, что это первая персональная выставка Виктора Цоя в родном ему Петербурге. Это не совсем так. Порывшись в архиве, я нашла собственную заметку о выставке Цоя в Новой академии изящных искусств Тимура Новикова. Открылась она 4 января 2002 года.

В квартире, которую занимала академия, было довольно холодно. На стенах висело два десятка рисунков рок-певца, уже тогда ставшего легендой. Все из частных коллекций друзей «последнего героя Советского Союза». Тимур, помнится, рассказывал, что Виктор с детства чувствовал себя художником. И добавил, что, к сожалению, эта сторона его творчества наименее известна широкому зрителю.

Честно скажу, мне работы Цоя показались довольно слабыми. Тимур Новиков со мной не согласился. Вот что он сказал: «Его рисунки интересны в той же степени, что и рисунки Пушкина, Лермонтова, Достоевского... Слишком сильные сравнения? Но я могу заявить, что влияние Виктора Цоя на современную культуру и на сознание молодежи куда значительнее, чем воздействие Лермонтова. Вы слышали о том, чтобы на могиле Лермонтова жили бы поклонники?».

Думаю, что и сегодняшнюю выставку надо рассматривать именно с этой точки зрения: работы Цоя интересны именно потому, что их создатель давно уже легенда. И еще – как примета времени, выражение духа ленинградского неформального искусства 1980-х.

Кстати, Виктор Цой не был любителем в изобразительном искусстве. Он учился в средней художественной шко ле, а после восьмилетки поступил в Серовское училище на оформительское отделение. Его отчислили. И тогда он продолжил образование в художественно-реставрационном училище № 61 по специальности «резчик по дереву».

Становление его и как художника, и как музыканта связано с движением «новой волны», которое началось в Ленинграде в первой половине 1980-х годов и охватило рок-музыку, изобразительное искусство, литературу и кинематограф. В 1982 году Тимур Новиков вместе с Иваном Сотниковым создал группу «Новые художники», заявив о продолжении традиций русского авангарда. С 1984 года Цой участвовал в выставках объединения. Своей мастерской у него не было, большинство работ создавалось им в студиях друзей-художников на случайно попавшихся под руки кусках бумаги, картона, полиэтилена.

«Точка, точка, запятая, месяц – рожица кривая; палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек...» Эта детская считалка вспоминается, когда смотришь на рисованные истории от Цоя. Как объясняет куратор Дмитрий Мишенин, сюжеты многих рисунков – истории любви. И можно проследить, как меняется восприятие этого чувства. Если в раннем рисунке мы видим, как один схематичный человечек пожирает другого (любовь как жажда обладания, желание полностью завладеть объектом страсти), то в «Свидании» два человечка радостно несутся навс тречу друг другу, играют в теннис, а в «Завтраке» мирно сидят за столом, пьют вино и угощают столь же схематично нарисованную собаку косточкой...

Трогательно и ностальгически смотрится инсталляция с вещами Виктора Цоя. Над лестницей со стильными коваными перилами, ведущей на второй этаж элегантной галереи, воссоздан уголок обычной советской квартиры. Дешевые бумажные обои с орнаментом, похожим на снежинки, простое, без рамы зеркало, на которое Цой нанес изображения стилизованного кота и мышонка (по мотивам мультсериала «Том и Джерри», который как раз показывали тогда по телевизору), куртка, вырезанный из журнала «Роллинг Стоун» портрет Дэвида Боуи, книжная полка с цветком и кассетный магнитофон... Все знакомо до боли. Особенно волнует зеркало, в котором живут бесчисленные отражения Виктора Цоя. Почти никто из посетителей не устоял перед соблазном сделать селфи с этим зеркалом.

После многочисленных заграничных поездок стиль Цоя стал меняться. Да и Тимур Новиков отошел от варварского стиля «Новых» и в 1988 году основал Новую академию изящных искусств и стал продвигать неоакадемизм и поклонение тайному культу Красоты (именно так, с большой буквы). На выставке есть работы, в которых влияние неоакадемизма ощутимо. Это картины с изображением греческих статуй, от которых остались лишь руины, в сочетании с маленькими самолетами-истребителями.

Среди картин куратор особенно выделяет автопортрет Цоя за рулем автомобиля, сделанный на основе полароида. Мы видим водителя спиной, лицо, вернее, его часть – в зеркальце. Загадочный молодой человек в черных очках и психоделический пейзаж. Тема дороги, автомобилей словно преследовала его. Будто музыкант предчувствовал свою судьбу.

При желании подобные прозрения можно найти и в текстах песен Виктора Цоя. Но вполне возможно, что это всего лишь свойственный молодости романтизм.

Искусствовед Екатерина Андреева, которая написала множество статей и несколько книг о Тимуре Новикове и его круге, в одном тексте рассказывает о прочитанной им лекции. В ней он говорил о своих товарищах, как о художниках-шаманах, которые способны мощно воздействовать на сознание людей. Взять, например, группу «Кино». Ну что такого в этих песнях? Простые мелодии, простые тексты из серии «что вижу, то пою». Но почему же эти песни становятся известны всей стране? И почему их слушают и поют до сих пор?

Наверное, дело и впрямь в магии, в энергии и в том едва уловимом, но ощутимом, что называют обычно «духом времени» и что поймал Виктор Цой.

#выставка #Виктор Цой #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6739) от 12.08.2020 под заголовком «Последнее лето юности».


Комментарии