Не так встали. Как царь нашел неточность на картине художника Чернецова

Небольшое полотно Григория Чернецова из собрания Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12, принято трактовать всего лишь как предварительный эскиз к его монументальной картине «Парад и молебствие на Царицыном лугу по случаю окончания войны в Царстве Польском 6 октября 1831 года». На самом же деле перед нами – считавшееся утраченным изображение «турецкого» парада, состоявшегося в сентябре 1829 года по поводу успешного завершения войны против Османской империи.

Не так встали. Как царь нашел неточность на картине художника Чернецова | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Это событие вызвало всеобщее воодушевление. 8 августа русскими войсками без боя был занят опорный пункт на границе с Турцией – город Адрианополь, а в конце месяца символический ключ от него, помещенный в железную раму, был в присутствии императора Николая I торжественно водружен на одну из стен Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Петербург откликнулся на событие чисто практическим жестом: полковнику К. В. Чевкину (впоследствии – генерал-лейтенант, сенатор), доставившему в Северную столицу благую весть о мире с турками, от городского магистрата было вручено 50 тысяч рублей. 2 (14) сентября 1829 года последовал рескрипт о победоносном завершении военной кампании, а через двадцать дней, 22 сентября, состоялся парад на Царицыном лугу (таково одно из прежних названий Марсова поля).

Начался тот день многолюдным крестным ходом из Казанского собора по Невскому проспекту, Новой Садовой (потом – Екатерининской, а в наши дни – Малой) улице через Симеоновский мост к полковому Спасо-Преображенскому собору, где состоялась торжественная литургия. Именно с того времени он стал памятным местом: в ближайшие годы вокруг него появилась ограда, составленная из стволов орудий, добытых в ходе Русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов, а внутри собора хранились многочисленные трофеи той кампании.

Парад достойно венчал успех русского воинства и дипломатии. Отличительной его чертой было благодарственное молебствие с участием спешившихся всадников конных пол ков. Финалом же стал салют артиллерийских дивизионов на плацу и пушек Петропавловской крепости...

Григорий Чернецов, хотя состоял к тому времени в штате придворного ведомства в должности художника-батальера, пошел смотреть парад по собственному почину, посчитав, что художнику непростительно пропускать столь значительное событие. Посулив сторожу на водку, он пробрался на крышу дома Салтыкова, в котором в пушкинские времена располагалось Австрийское посольство (ныне – СПб государственный институт культуры), и оттуда зарисовал вид на военный плац с частью Суворовской площади, где собралась толпа зрителей. Поэтому, кстати, едва различимые фигурки людей на картине слева вверху на крыше углового здания не причуда художника, а реальные свидетели парада, которые пробрались на самую верхотуру.

«Торжество было удивительное и давно небывалое, – отмечал сам Чернецов в своем дневнике. – Необыкновенное стечение народа, который был даже на крышах домов».

Едва ли не сразу же, движимый исключительно творческими порывами, художник принялся писать эпохальный парад. Причем без каких-либо «идеологических» или императивных наслоений и прикрас, как это произошло потом с сугубо постановочным изображением на холсте «польского» парада. Уже 2 октября, то есть через десять дней, колоритная, многонаселенная, с ясным и выразительным сюжетом картина была готова. Присутствие «в кадре» памятника генералиссимусу Суворову – победителю турок в былые времена – одна из примет, указывающих на «турецкий» окрас исторического события, изображенного на холсте.

Известно, что государь похвалил автора картины, хотя и не удержался от того, чтобы не посетовать на якобы нарушение в картине порядка дислокации на плацу перед маршем отдельных полковых подразделений. Чернецов оправдывался тем, что он делал все свои зарисовки с натуры. Царь в свою очередь попенял полиции за отсутствие надлежащего надзора за соблюдением регламента построений.

Впрочем, памятный визит к царю закончился для штатного художника дворцового ведомства ничем: заказа на создание масштабного полотна на тему недавно состоявшегося торжества не последовало (в талант баталиста Чернецова в окружении государя тогда не поверили). Однако первый опыт обращения мастера к жанру батальной живописи не прошел даром. И когда спустя два года в Зимнем дворце задумались о создании монументального полотна о взятии русскими войсками мятежной Варшавы, вспомнили о Чернецове...

На фоне его нового произведения картина с изображением «турецкого парада» как-то поблекла и, возможно, даже самим автором стала восприниматься как своего рода лишь подступ к монументальному творению. Со временем она попала в разряд подготовительных эскизов...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #искусство #художники #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6776) от 02.10.2020 под заголовком «Не так встали».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».