Не так встали. Как царь нашел неточность на картине художника Чернецова
Небольшое полотно Григория Чернецова из собрания Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12, принято трактовать всего лишь как предварительный эскиз к его монументальной картине «Парад и молебствие на Царицыном лугу по случаю окончания войны в Царстве Польском 6 октября 1831 года». На самом же деле перед нами – считавшееся утраченным изображение «турецкого» парада, состоявшегося в сентябре 1829 года по поводу успешного завершения войны против Османской империи.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Это событие вызвало всеобщее воодушевление. 8 августа русскими войсками без боя был занят опорный пункт на границе с Турцией – город Адрианополь, а в конце месяца символический ключ от него, помещенный в железную раму, был в присутствии императора Николая I торжественно водружен на одну из стен Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Петербург откликнулся на событие чисто практическим жестом: полковнику К. В. Чевкину (впоследствии – генерал-лейтенант, сенатор), доставившему в Северную столицу благую весть о мире с турками, от городского магистрата было вручено 50 тысяч рублей. 2 (14) сентября 1829 года последовал рескрипт о победоносном завершении военной кампании, а через двадцать дней, 22 сентября, состоялся парад на Царицыном лугу (таково одно из прежних названий Марсова поля).
Начался тот день многолюдным крестным ходом из Казанского собора по Невскому проспекту, Новой Садовой (потом – Екатерининской, а в наши дни – Малой) улице через Симеоновский мост к полковому Спасо-Преображенскому собору, где состоялась торжественная литургия. Именно с того времени он стал памятным местом: в ближайшие годы вокруг него появилась ограда, составленная из стволов орудий, добытых в ходе Русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов, а внутри собора хранились многочисленные трофеи той кампании.
Парад достойно венчал успех русского воинства и дипломатии. Отличительной его чертой было благодарственное молебствие с участием спешившихся всадников конных пол ков. Финалом же стал салют артиллерийских дивизионов на плацу и пушек Петропавловской крепости...
Григорий Чернецов, хотя состоял к тому времени в штате придворного ведомства в должности художника-батальера, пошел смотреть парад по собственному почину, посчитав, что художнику непростительно пропускать столь значительное событие. Посулив сторожу на водку, он пробрался на крышу дома Салтыкова, в котором в пушкинские времена располагалось Австрийское посольство (ныне – СПб государственный институт культуры), и оттуда зарисовал вид на военный плац с частью Суворовской площади, где собралась толпа зрителей. Поэтому, кстати, едва различимые фигурки людей на картине слева вверху на крыше углового здания не причуда художника, а реальные свидетели парада, которые пробрались на самую верхотуру.
«Торжество было удивительное и давно небывалое, – отмечал сам Чернецов в своем дневнике. – Необыкновенное стечение народа, который был даже на крышах домов».
Едва ли не сразу же, движимый исключительно творческими порывами, художник принялся писать эпохальный парад. Причем без каких-либо «идеологических» или императивных наслоений и прикрас, как это произошло потом с сугубо постановочным изображением на холсте «польского» парада. Уже 2 октября, то есть через десять дней, колоритная, многонаселенная, с ясным и выразительным сюжетом картина была готова. Присутствие «в кадре» памятника генералиссимусу Суворову – победителю турок в былые времена – одна из примет, указывающих на «турецкий» окрас исторического события, изображенного на холсте.
Известно, что государь похвалил автора картины, хотя и не удержался от того, чтобы не посетовать на якобы нарушение в картине порядка дислокации на плацу перед маршем отдельных полковых подразделений. Чернецов оправдывался тем, что он делал все свои зарисовки с натуры. Царь в свою очередь попенял полиции за отсутствие надлежащего надзора за соблюдением регламента построений.
Впрочем, памятный визит к царю закончился для штатного художника дворцового ведомства ничем: заказа на создание масштабного полотна на тему недавно состоявшегося торжества не последовало (в талант баталиста Чернецова в окружении государя тогда не поверили). Однако первый опыт обращения мастера к жанру батальной живописи не прошел даром. И когда спустя два года в Зимнем дворце задумались о создании монументального полотна о взятии русскими войсками мятежной Варшавы, вспомнили о Чернецове...
На фоне его нового произведения картина с изображением «турецкого парада» как-то поблекла и, возможно, даже самим автором стала восприниматься как своего рода лишь подступ к монументальному творению. Со временем она попала в разряд подготовительных эскизов...
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6776) от 02.10.2020 под заголовком «Не так встали».
Комментарии