Не свободны от вывесок. Рекламный вандализм на улицах Петербурга

На фотографии из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, не имеющей точной датировки и относящейся к концу XIX – началу XX века, изображен фасад дома на Караванной улице, 8, сплошь увешанный вывесками и рекламными плакатами. Судя по ним, здесь можно было сдать платье в чистку, приобрести или даже взять напрокат искусственные пальмы из натуральных листьев, а также испить кахетинского вина в заведении князя Дмитрия Макаева.

Не свободны от вывесок. Рекламный вандализм на улицах Петербурга | Такие входы со ступеньками, какой изображен на фото, нередко прорубали  в старинных петербургских домах и век назад. Общественность,  как и нынче, гневалась на владельцев заведений за то, что они искажают архитектурный облик зданий. ФОТО из коллекции ЦГАК

Такие входы со ступеньками, какой изображен на фото, нередко прорубали в старинных петербургских домах и век назад. Общественность, как и нынче, гневалась на владельцев заведений за то, что они искажают архитектурный облик зданий. ФОТО из коллекции ЦГАК

В 1911 году на проходившем в Петербурге IV Съезде русских зодчих прозвучал доклад архитекторов Евгения фон Баумгартена и Льва Ильина, название которого говорит само за себя: «Вандализм рекламы». Они возмущались агрессивностью «вывесочного искусства», которое в те годы в российской столице расцвело, по их оценке, «махровым цветом».

«В настоящее время, за исключением площади Зимнего дворца, Дворцовой и отчасти Английской набережных, нет кварталов, свободных от вывесок; некоторые же улицы обезображены ими до полного затмения архитектуры, вынужденной уступить место рекламам о чудо-ваксе, пилюлях «Ара», майском бальзаме и подобной пошлости», – сокрушались зодчие.

Помимо отрицательного эстетического эффекта многочисленные рекламные вывески, плохо закрепленные, подчас были просто небезопасны. Когда по улицам города гулял порывистый ветер, баннеры нередко падали на головы прохожих. Так, во время январского урагана 1903 года в разных частях Петербурга было сорвано множество вывесок, и некоторые прохожие получили травмы.

Причины этого рекламного вандализма архитекторы видели в «доведенной до бессмыслицы» конкуренции, попустительстве властей, а также «кротости и равнодушии обывателя». Прошлись они и по зодчеству периода эклектики, заявив, что тогда появилось так много «малоинтересных в художественном отношении» фасадов, которые вроде бы и не так жалко прикрыть пестрыми баннерами.

Помимо пожеланий властям усилить и систематизировать контроль за установкой фасадной рекламы авторы доклада посчитали нужным обратиться с трибуны съезда и к домовладельцам. Тем, по их мнению, необходимо доказывать, «что солидный вид дома всегда привлекательнее для его обитателей и что расходы по отделке фасада не окажутся лишними тогда, когда фасад этот будет открыт, представляя одно гармоничное целое». А архитекторы-строители должны, по утверждению докладчиков, вместе с проектом представлять эскизы рекламных вывесок и предусматривать на фасаде места для их установки.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#реклама #история #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6938) от 04.06.2021 под заголовком «Не свободны от вывесок».


Комментарии