«Не лошадьми везти, но руками несть»: 300 лет назад в лавру были перенесены мощи князя Александра Невского
На гравюре Карла Рудольфовича Вейермана — один из этапов той торжественной процессии. Событие было исключительным по своему значению: традиционно русские города, а тем более столица хранили святые мощи угодников и другие реликвии, которые были надеждой и духовным щитом от неприятелей и других бедствий. Так и в перенесении останков благоверного князя Александра Невского в Петербург власти усматривали небесное покровительство новому граду.
На гравюре изображена галера с ковчегом Александра Невского после того, как возле Усть-Ижоры в нее пересели Петр I (он слева) и его приближенные./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Возвращая России выход к Балтийскому морю, Петр I совершенно отчетливо воспринимал себя продолжателем исторических свершений Александра Невского, которому тоже приходилось биться со шведами. Именно поэтому он принял решение перенести мощи благоверного князя из Рождественского монастыря во Владимире, где тот был упокоен, в Петербург, приурочив это событие ко второй годовщине Ништадтского мира со Швецией, подписанного 30 августа 1721 года. Повеление было оглашено 29 мая 1723 года.
Впрочем, почитание личности Александра Невского государь-реформатор проявлял и раньше. Еще в 1695 году по его распоряжению для мощей князя была изготовлена богатая серебряная рака. В 1710-м, через семь лет после основания Петербурга, в нем был заложен монастырь, названный в честь Александра Невского. Тем самым прославленный князь становился небесным покровителем новой столицы.
Для переноса его мощей была разработана специальная церемония. Из Владимира процессия вышла 11 августа 1723 года. Город провожал ее колокольным звоном до полуночи. Ковчег, сопровождаемый почетным караулом, в населенных пунктах по пути следования надлежало «не лошадьми везти, но руками несть».
Предполагалось, что процессия доберется до столицы за две недели. Но она останавливалась по пути буквально в каждом городе и крупной деревне, совершались крестные ходы. Царь не торопил: он понимал, насколько важно бережно пронести реликвию по России. 17 августа участники шествия достигли Москвы, дальше были Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочек…
9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу, спустя два дня — в Новую Ладогу. 19 сентября их встречали в Шлиссельбурге.
Таким образом, к празднованию годовщины Ништадтского мира процессия в Петербург не успела. Из столицы пришло указание: оставить временно мощи благоверного князя в крепости Орешек. И почти год они хранились там. 24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлюшенбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.
Чуть раньше, 15 июня 1724 года, был издан указ Святейшего Синода, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». После чего в Шлиссельбурге с ковчега святого был снят его образ (на нем он был изображен в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, созданный живописцем столичной типографии Иваном Одольским.
Утром 30 августа тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе, включая «дедушку русского флота» — ботик Петра I, пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на нее, сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. Каждый шаг был глубоко символичным: царь встретил святыню возле Усть-Ижоры — у места легендарной Невской битвы.
Пушечным салютом и колокольным звоном мощи были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега они были перенесены в монастырь и поставлены в первой каменной церкви обители — Благовещенской, которую освятили в тот же день. Для Петра Великого это было фактически последнее торжество, в котором он принимал личное участие. Всего через пять месяцев императора не стало…
В 1790 году, когда освящали новый главный собор монастыря, Троицкий, раку с мощами перенесли туда. Ее изготовили в середине XVIII века по указанию императрицы Елизаветы Петровны, израсходовав 90 пудов чистого серебра — первой продукции «Колыванских рудокопен». Работы производили мастера петербургского Монетного двора.
После революции, в 1922 году, гробница была вывезена из монастыря и многие годы находилась в экспозиции Государственного Эрмитажа. Мощи князя попали в Музей истории религии и атеизма. В лавру они были возвращены в 1989 году.
Что же касается раки, то она вернулась из Эрмитажа под сень Троицкого собора в прошлом, 2023‑м, году. При этом, как было указано, речь не шла «об отчуждении раки из музейного фонда России». Объект был передан Русской православной церкви во временное пользование на 49 лет. Эксперты будут проводить регулярные проверки памятника для мониторинга его сохранности.
Читайте также:
«Амур» на Неве. История морского пути боевого корабля
Задача с тремя неизвестными. Таинственная история и судьба монумента «Царь-плотник»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7743) от 06.09.2024 под заголовком ««Не лошадьми везти, но руками несть»».
Комментарии