Не для печати. Почему прощание с Ахматовой не попало на страницы газет

На фото - похороны Анны Ахматовой на Комаровском кладбище. Гроб несут (слева направо): аспирант математико-механического факультета ЛГУ Борис Докторов, художник и литератор Леонид Зыков, историк, ученик Льва Гумилева Гелиан Прохоров. За гробом: мужчина в шарфе - художник-график Аскольд Кузьминский; в правой нижней части снимка мужчина с седой бородой - биолог, поэт и литератор Лев Аренс. Виден деревянный православный крест, изготовленный в бутафорских мастерских киностудии «Ленфильм» по заказу актера Алексея Баталова. 10 марта 1966 г.

Не для печати. Почему прощание с Ахматовой не попало на страницы газет | Из коллекции ЦГАКФФД СПб / Фото В. Н. Брязгина

Из коллекции ЦГАКФФД СПб / Фото В. Н. Брязгина

10 марта 1966 года в нашем городе простились с Анной Ахматовой. Несмотря на практически полное отсутствие официальной информации о дате и месте траурной церемонии, в ней участвовали сотни людей. О том, насколько большой резонанс вызвало это событие, можно судить по сохранившимся фотоснимкам и кадрам кинохроники.

Анна Андреевна ушла из жизни 5 марта 1966 года в подмосковном санатории в Домодедове. На следующий день на последней странице «Ленинградской правды» в траурной рамке была помещена краткая информация: «Ленинградское отделение Союза писателей РСФСР с глубоким прискорбием извещает о смерти старейшего члена Союза писателей, поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, и выражает глубокое соболезнование родным и близким покойной. О дне похорон и гражданской панихиде звонить...».

Власти города хорошо помнили о постановлении 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором поэзия Ахматовой была объявлена «чуждой» и «безыдейной», поэтому о погребении на престижных «Литераторских мостках» не могло быть и речи. Близким поэта удалось получить разрешение похоронить Анну Андреевну на небольшом кладбище в Комарове, неподалеку от дома творчества писателей.

В среду, 9 марта, в Ленинград самолетом был доставлен гроб с телом поэта. Вечером в Никольском Морском соборе прошла панихида. Газета «Вечерний Ленинград» откликнулась на трагическое событие некрологом поэта Вадима Шефнера «Среди живых. Памяти Анны Ахматовой»: «Умер большой советский поэт, человек благородной, доброй и гордой души... Ни в радости, ни в беде ни разу не покривила она душой, ни разу не забыла голоса своей строгой совести».

Единственным фотокорреспондентом, последовательно запечатлевшим события этого дня, стал Валентин Брязгин, работавший тогда в «Ленинградской правде». По цензурным соображениям на страницах газеты эти снимки тогда не были опубликованы. Они легли в основу небольшой книги, изготовленной автором вручную. Некоторые из снимков долгое время украшали стены в мастерской фотографа.

Валентина Николаевича уже давно нет в живых, а вот негативы этой памятной съемки уцелели: коллеги мастера много лет назад передали их в кинофотофоноархив на вечное хранение.

Провести киносъемку траурных мероприятий рискнули и ленинградские кинематографисты _ режиссер студии документальных фильмов Семен Аранович и его киногруппа. Помощником кинооператора Анатолия Шафрана был тогда 19-летний Юрий Белинский, впоследствии один из самых известных фотокорреспондентов городского отделения ТАСС. Именно ему удалось в тот день сделать кадры для фотоагентства.

Юрий Белинский вспоминал: «Утром мы все встретились, пришли в церковь. Мы с Шафраном встали у гроба, я держал стремянку. У меня фотоаппарат с собой был».

Кроме них в собор пришел фотокорреспондент ЛенТАСС Павел Федотов. Неожиданно сын Ахматовой Лев Гумилев, который был против съемки, выхватил у него камеру и сломал ее. «Тогда Павел Васильевич говорит: «Юра, ты сними пару сюжетов, а вечером принесешь материал в редакцию, мы проявим и передадим – у нас Италия запросила эти снимки». Я его выручил, снял то, что успел... Правда, потом, уже на кладбище, Гумилев подошел к членам киногруппы и сказал: «А теперь здесь можете снимать». Только спустя годы я понял, на каком событии я был и почему Гумилев так повел себя. А тогда я даже не знал, кто такая Ахматова...» – вспоминал Юрий Белинский.

Наутро всех членов киногруппы вызвал генеральный директор киностудии Валерий Соловцов. Режиссера и операторов понизили в категории. Наконец, очередь дошла до Юрия Белинского. «Я вошел, Соловцов стукнул кулаком по столу: «Негативы на стол!». Я ему говорю: «А у меня нет их». _ «Вы же снимали на фото». Все ведь видели, что у меня фотоаппарат на шее висел. «А где они?». Я отвечаю: «В Италии». Он побелел, ничего не мог сказать. «Как они в Италии, каким образом?». Тут я понял, что для него это удар очень сильный, и говорю: «Да вы не беспокойтесь так, это через ТАСС все пошло». Рассказал, как все было. После этого он немного успокоился. А каких-то серьезных мер против меня он не мог принять, потому что у меня и зарплата, и должность были самые низкие. Куда меня, увольнять только?» – рассказывал Белинский.

Кадры кинохроники, отснятые группой Семена Арановича и положенные на полку, чудом удалось сохранить. В 1989 году они были использованы им в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой». А в фототеке ЛенТАСС сохранился снимок, сделанный в тот день Юрием Белинским на кладбище в Комарове. В конце 1990-х годов вместе со всей фототекой он поступил на хранение в ЦГАКФФД СПб.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#поэт #Ахматова #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «Не для печати».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».