Наблюдатель «Стрелец». Новая жизнь броненосной лодки XIX века

Осенью прошлого года в экспозицию Центрального военно-морского музея вернулась модель монитора - низкобортного броненосного корабля с мощным артиллерийским вооружением. В середине 1860-х годов эта модель была сделана с монитора «Стрелец» в специальной мастерской Санкт-Петербургского порта.

Наблюдатель «Стрелец». Новая жизнь броненосной лодки XIX века | Реставрация «Стрельца» потребовала немалых усилий. ФОТО из Центрального военно-морского музея

Реставрация «Стрельца» потребовала немалых усилий. ФОТО из Центрального военно-морского музея

Почти восемьдесят лет, после того как музей переехал из Адмиралтейства в Биржу, она хранилась в запасниках. Редкий масштаб 1:12 и точнейшее выполнение деталей ставят ее в один ряд с лучшими образцами модельного искусства. Она прошла реставрацию и выглядит как новая, а вот сам монитор «Стрелец», доживший до наших дней в виде плавмастерской, еще ждет своего часа.

Этот корабль вступил в строй в 1865 году. Тогда Англия угрожала России войной из-за того, что в 1863-м русские войска подавили восстание в Польше. Следовало принимать срочные меры к усилению обороны Кронштадта. Среди прочих было принято решение построить десять броненосных канонерских лодок по типу американского «Монитора». Давая подобное название своему кораблю, ставшее нарицательным, его изобретатель Дж. Эрикссон пытался убедить лордов Адмиралтейства финансировать сооружение только таких кораблей, предназначенных для боевых действий в прибрежных водах.

Чертежи американского прототипа привез в Петербург подполковник К. И. Арцеулов, и по ним, скорректированным под возможности наших заводов, и решили строить первые русские мониторы. «Стрелец» стал одним из них. Облик этих кораблей был весьма необычным: низкий борт и огромная башня с двумя орудиями. До постройки мониторов и канонерских лодок считалось, что корабль из металла обязательно утонет.

Два монитора, «Ураган» и «Тифон», строила казенная верфь Нового Адмиралтейства, остальные - частные заводы «с подряда». «Стрелец» и «Единорог» заложили в мастерских на Галерном островке, «Броненосец» и «Латник» построили на Балтийском заводе, «Лаву» и «Перун» - на Невском кораблестроительном.

Первые русские мониторы не участвовали в боевых действиях, но их наличие имело огромное значение для развития тактики эскадренного боя. И главное - это был один из первых опытов броненосного судостроения в России, имевший огромнее значение для всего российского флота.

В 1892 году мониторы были переквалифицированы в разряд броненосцев береговой обороны, и в конце XIX века на «Стрельце» служил судовой врач 3-го флотского экипажа Степан Яковлевич Гумилев - отец поэта.

В начале XX века мониторы стали выводить из состава действующего флота. В фондах РГАВМФ есть приказ капитана над Кронштадтским портом от 22 февраля 1901 года: «Приспосабливаемый с разрешения управляющего морского министерства, исключенный из списков флота монитор «Стрелец» предписываю именовать «Плавучей мастерской Кронштадтского порта № 1» - ПМ-1».

Началась его новая служба. Начальник мастерской Владимир Хапаев впоследствии вспоминал девиз, который существовал во время Великой Отечественной войны: «Вечером с пробоиной - утром в строю». После войны, пройдя очередное переоборудование, корабль стал именоваться плавмастерской № 8 (ПМ-8) и работу свою продолжал нести исправно.

В настоящее время бывший «Стрелец» находится в Кронштадте на территории Морского завода. Корабль ждет своей участи. Решение о его восстановлении Министерством обороны принято, но оно пока только на бумаге.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#корабли #флот #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (6632) от 26.02.2020 под заголовком «Наблюдатель «Стрелец»».


Комментарии