На секретном острове: Карл Булла сделал серию снимков Шлиссельбургской крепости

Эта фотография, сделанная Карлом Буллой в 1906 году, имеет официальную подпись «Песенники Шлиссельбургской крепости». Кто эти мужчины в вышитых рубахах, с гармонями и балалайкой, при каких обстоятельствах они попали в кадр на территории крепости Орешек, установить пока не удалось. Возможно, крепостные жандармы (на сапоге человека, стоящего слева, просматривается шпора) так отмечали какой‑то народный праздник или давали концерт по некоему знаменательному поводу.

На секретном острове: Карл Булла сделал серию снимков Шлиссельбургской крепости | Место, где Булла запечатлел песенников, хорошо угадывается: слева — казармы, сзади — стена цитадели, справа — Новая тюрьма и офицерские корпуса. ФОТО из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Место, где Булла запечатлел песенников, хорошо угадывается: слева — казармы, сзади — стена цитадели, справа — Новая тюрьма и офицерские корпуса. ФОТО из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Как известно, Шлиссельбургская крепость (Орешек) использовалась в качестве места заключения с петровского времени. Тюремный статус делал ее закрытым для посещения местом. Долгое время о ней почти не было доступной информации, описание крепости как архитектурной достопримечательности вплоть до начала XX века встречается крайне редко.

Первые известные исследователям фотографии, запечатлевшие внутрикрепостные строения, датированы 1884 годом. На них видны здания Новой тюрьмы и кордегардии, места для прогулок заключенных (прогулочные дворики), стена цитадели и даже часть солдатских казарм. Автор этих снимков неизвестен, зато точно известно, что в октябре 1902 года, в дни празднования 200‑летия взятия русскими войсками крепости Орешек, на «секретном острове» побывал Карл Булла.

По случаю этой памятной юбилейной даты в город и крепость на острове прибыл великий князь Владимир Александрович, занимавший пост главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа. Булла был официальным фотографом Министерства императорского двора и сопровож­дал великого князя по долгу службы. Однако и у Буллы были свои жесткие ограничения, которые ему не разрешали переступать.

Как вспоминал ротмистр Шлиссельбургского жандармского управления Владимир Парфенов, «во время пребывания делегации в крепости все прибывшие коррес­понденты газет в крепость не были допущены, а проскользнувшие немедленно были уловлены и изгнаны, также приехавшие фотографы, кроме одного по фамилии Булла, которому разрешили сделать несколько снимков, и то снаружи крепости, снимки же внутри и особенно негатив с видом тюрьмы были тут же разбиты».

Тем не менее на сохранившихся снимках Буллы визит в Шлиссельбург был отражен в подробностях. В объектив попали офицеры и фельдфебели лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков и лейб-гвардии 1‑й артиллерийской бригады на площади у Государевой башни, прибытие в крепость великого князя Владимира Александровича, панихида на братской могиле солдат, погибших при штурме, и другие моменты торжества.

Всего в фондах Государственного музея истории Петербурга хранится 25 фотографий Карла Буллы с изображением крепости внутри и один вид снаружи, с юго-западной стороны. Будучи в Орешке в 1906 году, Булла запечатлел не только песенников, но и группу жандармов на фоне собора, а также надзирателей в казарме Шлиссельбургской крепости.

Одиннадцать фотографий крепости Орешек, сделанных Буллой, датированы периодом с 1907-го по 1917 год. На них изображены собор Иоанна Предтечи (ныне он является частью воинского мемориала), его внутреннее убранство, первый тюремный корпус (бывшие нумерные казармы), дровяной склад у Новой тюрьмы. Попали в кадр и тюремные служители…

Поводом для посещения крепости Карлом Буллой могло стать строительство новых зданий. Как раз в это время в крепости была устроена каторжная тюрьма, позднее называвшаяся Шлиссельбургским каторжным централом, крупнейшим в Российской империи. Имевшиеся здания подверглись перестройке, и к 1911 году был возведен самый большой четвертый тюремный корпус, рассчитанный на 600 человек.

Целую серию снимков Булла сделал, прибыв в Шлиссельбургскую крепость вскоре после Февральской революции 1917 года, когда тюрьма уже была разорена и сожжена. На шести фотографиях он запечатлел последствия разгрома и пожара.

Читайте также:

«Желтым билетам станция!» Сотрудники Петербургского архива обнаружили дореволюционный трамвайный билет

Бесценный артефакт. Пистолет «Балтиец» стал ещё одним блокадным изобретением


#история #Карл Булла #крепость Орешек

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7867) от 14.03.2025 под заголовком «Фотограф на секретном острове».


Комментарии