Мыза на искусственной горе. История загородной усадьбы на берегу Большой Невки

На открытке начала ХХ века - располагавшаяся в Старой Деревне, на набережной Большой Невки, дача архитектора Иеронима Китнера. Он был почетным членом Императорской академии художеств, председателем Петербургского общества архитекторов, мастером «кирпичной архитектуры», много строившим в Петербурге и провинции. Сегодня на месте дачи — на Приморском пр., 69, - институт «Атомпроект».

Мыза на искусственной горе. История загородной усадьбы на берегу Большой Невки | Дачу Китнера разобрали, скорее всего, в годы Великой Отечественной войны. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Дачу Китнера разобрали, скорее всего, в годы Великой Отечественной войны. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

История этой загородной усадьбы восходит к петровскому времени, когда в 1719 году здешний обширный участок на берегу Большой Hевки получил советник и дипломат барон А. И. Остерман. После его опалы владение перешло канцлеру Алексею Бестужеву-Рюмину, затем - княжне Анне Алексеевне Волконской. Она в 1789 году продала «село Благовещенское, Каменный Нос тож, с деревнями Новой, Старой и Коломягами» отставному подполковнику С. С. Яковлеву, сыну богатейшего уральского горнозаводчика и миллионера Саввы Яковлева (Собакина).

Новый хозяин построил на берегу Большой Невки барский дом со службами. Для осушения болотистой территории вокруг усадьбы, именовавшейся «мызиным местом», прорыли канал, названный впоследствии Калиным, или Калиновой канавкой. Северная часть канала проходила примерно вдоль нынешней Дибуновской улицы.

С. С. Яковлев умер в 1818 году, оставив имение в наследство своим семи дочерям: Екатерине, Елене, Любови, Софье, Анне, Надежде и Варваре. В 1823 году, после того как все наследницы вышли замуж, территорию мызы разделили на семь частей. Самая восточная, о которой сегодня идет речь, по жребию досталась Екатерине Сергеевне - жене генерал-майора А. Н. Авдулина, командира первого эскадрона Кавалергардского полка, отличившегося в войне с наполеоновской Францией. С Авдулиными хорошо был знаком А. С. Пушкин. В дружеских отношениях поэт состоял и с сыном Авдулиных, Сергеем, переводчиком Министерства иностранных дел.

На принадлежавшем Авдулиным участке «мызиного места» архитектор А. И. Мельников возвел большой деревянный двухэтажный загородный дом с мезонином «на искусственной горе и каменном возвышении», а также оранжереи и каретный сарай на десять лошадей. Для уволенной из театра известной драматической актрисы А. М. Колосовой (Каратыгиной) Авдулины на своей даче организовали домашний театр. По ее воспоминаниям, «гостей набралось до двухсот человек, которые едва могли поместиться в большой палатке, в которой был устроен театр и расставлены скамьи для зрителей».

По некоторым данным, на авдулинской даче в 1825 году выступала гастролировавшая в России знаменитая итальянская певица Анжелика Каталани.

В 1840-х годах дачный участок Авдулиных с обширным парком приобрел директор департамента внешней торговли Министерства финансов Д. С. Языков, который поручил архитектору А. М. Горностаеву возвести взамен мельниковских построек дачу в помпейском стиле - весьма модном в то время, использовавшем мотивы декоративной росписи, найденной при раскопках Помпей и Геркуланума.

Спустя еще два десятка лет новым владельцем дачи стал известный ламповый мастер С. О. Китнер, изготавливавший люстры и фонари для парадных помещений в императорских дворцах Петербурга. По желанию нового хозяина его зять архитектор А. И. Ланге перестроил дачный дом. Загородный особняк стал достаточно просторным для большой семьи Китнеров, в которой подрастали три сына и пять дочерей. Историку архитектуры Т. И. Николаевой удалось разыскать фиксационные чертежи этого здания: на первом этаже находились столовая, кабинет, приемная, буфет и кухня, на втором - спальни и гостиная.

В дальнейшем усадьба перешла к сыну Севастьяна Осиповича - архитектору И. С. Китнеру. В 1918 году он покинул Россию, последние годы провел у дочери в Германии.

После революции дачный дом национализировали. Инспектор, составлявший опись имущества, констатировал: «Обстановки и прочих музейных вещей в доме среди мебели нет... Особого внимания дом Китнера не заслуживает, и приспособление его под школьную колонию вполне уместно после ремонта»...

В августе 1952 года Ленгорисполком принял решение об отводе пустующего земельного участка, когда-то принадлежавшего Китнерам, под строительство Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института энергетической технологии (ВНИПИЭТ), проект которого разработали молодые архитекторы И. Б. Орлов, Ю. С. Ушаков и И. И. Левин.

Монументальное пятиэтажное строение в стиле сталинского ампира было возведено в 1954 - 1960 годах. Обращенный к Большой Неве главный фасад с центральным шестиколонным портиком расположен примерно в том месте, где как раз и находилась дача Китнеров.

#памятники истории #дача #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6499) от 09.08.2019 под заголовком «Мыза на искусственной горе».


Комментарии