Мост с четырьмя обелисками. Чем интересна акварель неизвестного художника

Акварель неизвестного художника «Красный мост через Мойку, 1814 – 1817 гг.» позволяет в деталях рассмотреть эту часть города. В перспективе Гороховой видно Адмиралтейство, справа речка плавно уходит в сторону Невского проспекта. Вдоль набережной – дома в духе господствовавшего в те годы классицизма, с неизменными портиками и фронтонами. На фоне этого благородного, но достаточно однообразного архитектурного пейзажа возвышается каланча дома обер-полицмейстера на Большой Морской улице.

Мост с четырьмя обелисками. Чем интересна акварель неизвестного художника | Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Однако, несомненно, «главный герой» акварели – однопролетный чугунный Красный мост с фонарными обелисками, построенный в 1808 – 1814 годах по образцовому проекту Вильяма Гесте, инженера и архитектора шотландского происхождения. Гесте построил еще пять мостов подобной конструкции – Зеленый, Синий, Поцелуев, Чугунный (Ново-Московский) и Александровский. Однако все эти переправы впоследствии были либо утрачены, либо перестроены, поэтому ныне Красный мост – единственный, который сохранил первоначальный облик.

«Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Прислонив ко всем четырем углам их разные отрасли мелкой промышленности, он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто, живописно облокотясь на перила и поплевывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду», – отмечал Аполлон Григорьев в 1844 году в очерке «Заметки петербургского зеваки».

На мосту можно заметить лоточника с грудой какой-то снеди на голове, который, вне всяких сомнений, прочно «оккупировал» выгодное торговое пространство. Вокруг снует и другой мелкий люд: женщина тащит за собой телегу с какими-то тюками (может, это прачка везет белье в стирку?), торговец дровами транспортирует по набережной воз с печным топливом, нянька выгуливает мальчишку...

Есть здесь и петербуржцы посолиднее: чиновники, солдаты и офицеры, нарядно одетые парочки, мчат пролетки с седоками. А по мосту в сторону Адмиралтейства движется закрытая карета с лакеями на запятках: не иначе как какой-то солидный господин едет по делам или на званый обед.

«Полудикие люди и животные мчатся по улицам города с пугающе бесшабашным видом; но природа наделила их проворством и ловкостью, так что уличные происшествия в Петербурге редки, несмотря на крайнее удальство кучеров», – подметил в своих записках «Россия в 1839 году» маркиз Астольф де Кюстин.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#реки и каналы #история #живопись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6786) от 16.10.2020 под заголовком «Мост с четырьмя обелисками».


Комментарии