Могли и Лувр обогнать. Как во дворе Эрмитажа хотели возвести стеклянные купола
Исследователи, изучающие Петроград – Ленинград ХХ века, подчас не представляют, сколько ценной информации хранится в не самом известном Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГАНТД) Санкт-Петербурга. Дабы открыть свои фонды широкой публике, он представил документы на виртуальной выставке на сайте.
ФОТО предоставлено ЦГАНТД Санкт-Петербурга
– Мы назвали наш проект «Символы Санкт-Петербурга», поскольку помимо флага, герба, гимна есть немало объектов, которые тоже являются знаковыми. Среди них – Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Эрмитаж, «Медный всадник», даже кинотеатр «Аврора», Цирк на Фонтанке, дворец спорта «Юбилейный». Мы нанесли двадцать адресов на интерактивную карту, выполненную на основе схемы зеленых насаждений генплана Ленинграда 1970 года, – рассказала куратор проекта главный археограф ЦГАНТД Санкт-Петербурга Ольга Миронова.
Достаточно нажать на кружочек, расположенный на карте возле соответствующего здания, и можно получить целый комплекс архивных материалов, которые раскроют порой малоизвестные страницы его прошлого.
Начнем с Адмиралтейства. Многим ли известна история о том, как в 1928 году едва не рухнул его шпиль? Как свидетельствуют документы, он находился в «грозящем общественной безопасности» состоянии. «В нижнем помещении деревянной конструкции башни, являющейся и основанием конструкции шпиля, наблюдается значительный застой воздуха и сырости... Большинство стоек загнило... В покрытии купольной части башни имеются наружные пулевые отверстия, что позволяет допустить наличие таковых и в покрытии шпиля».
Военно-морское ведомство не стало заниматься ремонтом шпиля, поскольку в его штате не было квалифицированных специалистов. Тогда за дело взялась реставрационная мастерская Главнауки, хотя объект не входил в круг ее заботы. «Работа требует особой спешности. Однако горинж не торопится и не присылает своего представителя», – посетовал на страницах «Красной газеты» архитектор Главнауки П. А. Всеволожский. Управление строительного контроля, оскорбившись обвинением в бездействии, подало на Всеволожского в суд. И совершенно напрасно: в возбуждении уголовного дела ему было отказано «за отсутствием признаков клеветы»...
Площадь Искусств сегодня невозможно представить без памятника Пушкину. Тем более любопытно читать стенографический отчет заседаний городского архитектурного совета от июня 1950 года. Как основной вариант рассматривали уже победивший на конкурсе проект скульптора Михаила Аникушина. «Такой памятник Пушкину мне представляется стоящим где-то на берегу Невы. Мне немного грустно, что изменили место установки памятника», – отметил краевед Николай Анциферов, имея в виду, что первоначально монумент предполагалось установить на Стрелке Васильевского острова.
Еще более любопытна дискуссия, развернувшаяся осенью 1972 года по поводу предложения архитектурно-планировочного управления исполкома Ленгорсовета передвинуть крейсер «Аврора» с места его постоянной стоянки у Нахимовского училища вперед на 55 метров. При этом предлагалось закрыть сквозной проезд по Петровской набережной, сделав два тупика, оформить площадь перед крейсером, установить на ней якорь.
Как свидетельствуют документы, на Градостроительном совете Ленинграда новацию не оценили. Архитектор Сергей Сперанский заметил, что не стоит убирать гранитный парапет и заменять его тумбами с цепями: это уничтожит «типично ленинградский колорит». «Набережная эта сделана не так давно, еще на моей памяти, хорош этот заворот», – подчеркнул архитектор, добавив, что в «наше время бурного развития автомобильного движения... мы стараемся в нашем городе раскрыть все набережные, а тут такое красивое место затыкаем, транспорт тут не сможет проходить, а пешеходы сейчас уходят уже в область предания».
Точно так же не был принят и проект реконструкции Большого парадного двора Зимнего дворца, через который сегодня посетители попадают в Эрмитаж. Его подготовил в 1973 году институт «Гипротеатр», автором проекта был архитектор Борис Устинов. Служебные помещения предполагалось скрыть под землей и связать подземными переходами с тремя частями здания дворца, а на поверхности появились бы стеклянные купола.
– Как тут не вспомнить Лувр с его гигантской стеклянной пирамидой? – говорит куратор выставки Ольга Миронова. – Правда, французы осуществили свою идею только в конце 1980-х годов, а наши архитекторы выступали с подобным проектом почти на два десятка лет раньше.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6820) от 04.12.2020 под заголовком «Могли и Лувр обогнать».
Комментарии