Прошлое из каретного сундука. Как в Эрмитаже появился Музей революции

Три зала - это рассказ о трех ипостасях музея, которые он пережил за минувший век. Повествование о том, как из «лаборатории революционной мысли» и трибуны для пропаганды идей социализма он трансформировался в нынешний музей, настроенный весьма критично к советской действительности: уж чего-чего, а ностальгии по СССР здесь не встретишь.

Прошлое из каретного сундука. Как в Эрмитаже появился Музей революции | Лейтмотивом экспозиции, посвященной новейшему этапу в истории музея, стала известная фотография, запечатлевшая тысячи ленинградцев на митинге 20 августа 1991 года на Дворцовой площади. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Лейтмотивом экспозиции, посвященной новейшему этапу в истории музея, стала известная фотография, запечатлевшая тысячи ленинградцев на митинге 20 августа 1991 года на Дворцовой площади. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мало кто знает, что Музей революции, основанный в октябре 1919 года, больше четверти века, с 1920-го по 1946 год, располагался в стенах Зимнего дворца. Идея создания музея родилась еще во времена первой российской революции у вернувшихся в Петербург из тюрем и ссылок политкаторжан. Именно поэтому в центре зала - предметы, созданные узниками шлиссельбургской крепости. Гербарий, собранный Верой Фигнер, глобус, изготовленный Михаилом Новорусским, миниатюрные кандалы...

На выставке можно увидеть масонскую коллекцию - когда-то она принадлежала Музею революции, а теперь Эрмитажу, и коллеги поделились экспонатами, среди которых масонское облачение, принадлежавшее декабристу Кондратию Рылееву... Впрочем, тот музей должен был рассказывать о революциях не только в России, но и гораздо шире - в мире. Поэтому его собрание включало материалы по истории Великой французской революции, Парижской коммуны.

- Очень важно, что музей с самого начала позиционировал себя как центр исследования современности. Его сотрудники выезжали в экспедиции, собирая экспонаты, что называется, по горячим следам, - рассказывает научный сотрудник музея Евгения Лаврова.

Именно так были собраны коллекции материалов, посвященные политическим партиям - от эсеров до черносотенцев, а также Белому движению.

Но в 1930-е годы подобный плюрализм уже не отвечал реальности, и музей был подвергнут разгромной критике за «потерю политической бдительности». На выставке впервые представлены документы, говорящие о том, что он был закрыт на шесть месяцев для переделки, призванной превратить его в «действительный центр пропаганды истории большевизма». Архивные описи свидетельствуют, что часть коллекции была просто уничтожена.

Во время блокады сотрудники музея собирали все, что свидетельствовало об обороне Ленинграда и жизни горожан в осаде. Казалось бы, у музея должна была начаться новая страница истории, но случилось иначе: в 1945 году Ленгорисполком принял решение передать помещения музея Эрмитажу. В феврале следующего года рота солдат экстренно вывезла большую часть коллекции.

- Экспонаты упаковывали в такие вот пронумерованные массивные кованые сундуки с прибитыми на них фанерными табличками «Ленинград. Музей революции». Один из них мы представили на выставке, всего у нас их сохранилось три. Любопытно, что это не что иное, как дореволюционные каретные ящики из Зимнего дворца, - поясняет художник Никита Сазонов, работавший над созданием экспозиции.

Десять лет экспонаты хранились в Петропавловской крепости и на чердаках Мраморного дворца. В это время развернулась очередная чистка коллекции, о чем напоминают документы с заретушированными и вырезанными фамилиями тех, кто был объявлен «врагами народа». Лишь хрущевская «оттепель» создала условия для возрождения музея, и в 1955 году он обосновался в своих нынешних помещениях, став Государственным музеем Великой Октябрьской социалистической революции.

- Тему задавала памятная многим знаменитая диорама «Штурм Зимнего». А еще при музее был организован хор старых большевиков, и звучащая на выставке в его исполнении песня «Партия - наш рулевой» практически сразу же сменяется лозунгами с митингов эпохи перестройки - «Диктат партии - долой!», - говорит Евгения Лаврова.

В середине 1980-х годов музей закрыли на масштабную реэкспозицию к 70-летнему юбилею Великого Октября. Но, когда он открылся, сразу же стало понятно, что концепция безнадежно устарела.

- В эти годы музей начинает собирать экспонаты по новым, прежде запрещенным, темам. Началось формирование совершенно иных коллекций, посвященных истории политических репрессий и деятельности диссидентов. Это было время бума выставок, расцвета собирательской работы, звездный час нашего музея, - считает замдиректора Елена Костюшева.

14 августа 1991 года музей получил свое нынешнее название, а спустя несколько дней открыл выставку «Демократия или диктатура?». Произошло это как раз в памятные дни августовского путча, и название той выставки оказалось удивительно созвучно происходившим событиям.

Лозунги тех дней, котелок и противогаз защитников «Белого дома», самодельный российский триколор с баррикады и другие предметы, представленные на нынешней выставке, попали в музей прямо с мест событий. И едва ли кто-то мог предполагать, что на импортном копировальном аппарате, приобретенном музеем на международной выставке в Великобритании, в августовские дни 1991-го будут печатать листовки... Теперь он тоже стал экспонатом.

Также среди раритетов - легендарный клетчатый пиджак Анатолия Собчака, в котором он выступал на Съезде народных депутатов СССР... Есть в экспозиции и свидетельства обстрела «Белого дома» в октябре 1993-го - осколки дверных стекол и фрагменты разбитых зеркал...

Музей и сегодня продолжает собирать свидетельства истории. Очередное пополнение фондов в музее ожидают в сентябре нынешнего года в связи с выборами губернатора Петербурга.

#музей #революция #Эрмитаж #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Прошлое из каретного сундука».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».