Прошлое из каретного сундука. Как в Эрмитаже появился Музей революции

Три зала - это рассказ о трех ипостасях музея, которые он пережил за минувший век. Повествование о том, как из «лаборатории революционной мысли» и трибуны для пропаганды идей социализма он трансформировался в нынешний музей, настроенный весьма критично к советской действительности: уж чего-чего, а ностальгии по СССР здесь не встретишь.

Прошлое из каретного сундука. Как в Эрмитаже появился Музей революции | Лейтмотивом экспозиции, посвященной новейшему этапу в истории музея, стала известная фотография, запечатлевшая тысячи ленинградцев на митинге 20 августа 1991 года на Дворцовой площади. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Лейтмотивом экспозиции, посвященной новейшему этапу в истории музея, стала известная фотография, запечатлевшая тысячи ленинградцев на митинге 20 августа 1991 года на Дворцовой площади. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мало кто знает, что Музей революции, основанный в октябре 1919 года, больше четверти века, с 1920-го по 1946 год, располагался в стенах Зимнего дворца. Идея создания музея родилась еще во времена первой российской революции у вернувшихся в Петербург из тюрем и ссылок политкаторжан. Именно поэтому в центре зала - предметы, созданные узниками шлиссельбургской крепости. Гербарий, собранный Верой Фигнер, глобус, изготовленный Михаилом Новорусским, миниатюрные кандалы...

На выставке можно увидеть масонскую коллекцию - когда-то она принадлежала Музею революции, а теперь Эрмитажу, и коллеги поделились экспонатами, среди которых масонское облачение, принадлежавшее декабристу Кондратию Рылееву... Впрочем, тот музей должен был рассказывать о революциях не только в России, но и гораздо шире - в мире. Поэтому его собрание включало материалы по истории Великой французской революции, Парижской коммуны.

- Очень важно, что музей с самого начала позиционировал себя как центр исследования современности. Его сотрудники выезжали в экспедиции, собирая экспонаты, что называется, по горячим следам, - рассказывает научный сотрудник музея Евгения Лаврова.

Именно так были собраны коллекции материалов, посвященные политическим партиям - от эсеров до черносотенцев, а также Белому движению.

Но в 1930-е годы подобный плюрализм уже не отвечал реальности, и музей был подвергнут разгромной критике за «потерю политической бдительности». На выставке впервые представлены документы, говорящие о том, что он был закрыт на шесть месяцев для переделки, призванной превратить его в «действительный центр пропаганды истории большевизма». Архивные описи свидетельствуют, что часть коллекции была просто уничтожена.

Во время блокады сотрудники музея собирали все, что свидетельствовало об обороне Ленинграда и жизни горожан в осаде. Казалось бы, у музея должна была начаться новая страница истории, но случилось иначе: в 1945 году Ленгорисполком принял решение передать помещения музея Эрмитажу. В феврале следующего года рота солдат экстренно вывезла большую часть коллекции.

- Экспонаты упаковывали в такие вот пронумерованные массивные кованые сундуки с прибитыми на них фанерными табличками «Ленинград. Музей революции». Один из них мы представили на выставке, всего у нас их сохранилось три. Любопытно, что это не что иное, как дореволюционные каретные ящики из Зимнего дворца, - поясняет художник Никита Сазонов, работавший над созданием экспозиции.

Десять лет экспонаты хранились в Петропавловской крепости и на чердаках Мраморного дворца. В это время развернулась очередная чистка коллекции, о чем напоминают документы с заретушированными и вырезанными фамилиями тех, кто был объявлен «врагами народа». Лишь хрущевская «оттепель» создала условия для возрождения музея, и в 1955 году он обосновался в своих нынешних помещениях, став Государственным музеем Великой Октябрьской социалистической революции.

- Тему задавала памятная многим знаменитая диорама «Штурм Зимнего». А еще при музее был организован хор старых большевиков, и звучащая на выставке в его исполнении песня «Партия - наш рулевой» практически сразу же сменяется лозунгами с митингов эпохи перестройки - «Диктат партии - долой!», - говорит Евгения Лаврова.

В середине 1980-х годов музей закрыли на масштабную реэкспозицию к 70-летнему юбилею Великого Октября. Но, когда он открылся, сразу же стало понятно, что концепция безнадежно устарела.

- В эти годы музей начинает собирать экспонаты по новым, прежде запрещенным, темам. Началось формирование совершенно иных коллекций, посвященных истории политических репрессий и деятельности диссидентов. Это было время бума выставок, расцвета собирательской работы, звездный час нашего музея, - считает замдиректора Елена Костюшева.

14 августа 1991 года музей получил свое нынешнее название, а спустя несколько дней открыл выставку «Демократия или диктатура?». Произошло это как раз в памятные дни августовского путча, и название той выставки оказалось удивительно созвучно происходившим событиям.

Лозунги тех дней, котелок и противогаз защитников «Белого дома», самодельный российский триколор с баррикады и другие предметы, представленные на нынешней выставке, попали в музей прямо с мест событий. И едва ли кто-то мог предполагать, что на импортном копировальном аппарате, приобретенном музеем на международной выставке в Великобритании, в августовские дни 1991-го будут печатать листовки... Теперь он тоже стал экспонатом.

Также среди раритетов - легендарный клетчатый пиджак Анатолия Собчака, в котором он выступал на Съезде народных депутатов СССР... Есть в экспозиции и свидетельства обстрела «Белого дома» в октябре 1993-го - осколки дверных стекол и фрагменты разбитых зеркал...

Музей и сегодня продолжает собирать свидетельства истории. Очередное пополнение фондов в музее ожидают в сентябре нынешнего года в связи с выборами губернатора Петербурга.

#музей #революция #Эрмитаж #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Прошлое из каретного сундука».


Комментарии