Новая жизнь «Рифа». В кронштадтском форте появится музей

В последнее время властного внимания к Кронштадту привлечено гораздо больше, нежели прежде. И тот факт, что уже второй год подряд именно здесь проходит главный военно-морской парад России, - яркое тому доказательство... Между тем многие годы головной болью были уникальные форты, покинутые военными и оказавшиеся бесхозными. Радует, что постепенно и здесь ситуация меняется.

Новая жизнь «Рифа». В кронштадтском форте появится музей | Сегодня «Риф» привлекает главным образом любителей истории фортификации. Сможет ли он стать местом семейного отдыха? ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня «Риф» привлекает главным образом любителей истории фортификации. Сможет ли он стать местом семейного отдыха? ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пример тому - форт «Риф» на западной оконечности острова Котлин, переданный в прошлом году в аренду на 49 лет по программе «аренда за один рубль». По условиям, арендатор должен в течение двух лет подготовить проект реставрации объекта, а затем за пять лет осуществить его.

Собственником остается государство, точнее - Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. Арендатор, фирма «НАФ», планирует создать на форту обширный историко-культурный комплекс с музейными экспозициями, посвященными не только истории самого «Рифа» и Кронштадтской крепости, но и всего оборонительного зодчества России. Здесь будут также организованы прогулочные и детские игровые зоны, спортивные площадки. В части помещений форта планируется устроить учебно-развивающий центр для детей и подростков, включающий в себя различные секции по моделированию и конструированию, лаборатории для занятий.

Нам удалось заглянуть на «Риф» и увидеть собственными глазами, что там сегодня происходит. Если вы едете из Петербурга по дамбе, то путь на «Риф» - по правой руке. Сначала широкая асфальтовая дорога приведет вас прямиком к форту «Шанец», часть которого пока еще занимают военные. Дальше начинается заказник «Западный Котлин». Утыкаемся в шлагбаум, перегораживающий старинные крепостные ворота. Следом через заказник - только пешком по старой дороге, ведущей на «Риф». Местами из-под асфальта явно проглядывает булыжная мостовая.

Работы на «Рифе», который пока остается закрытым объектом (просто так туда не попасть), уже начались. Территорию убирают и благоустраивают, готовят предварительные музейные маршруты и небольшие экспозиции, основанные на архивных находках.

- Заказан проект реставрации и приспособления, который должен быть согласован в КГИОП не позже мая будущего года. А поскольку форт является объектом культурного наследия, то там же должны согласовать свободный доступ посетителей на территорию - соответствующие документы уже поданы, - поясняет историк Станислав Воробьев, который уже несколько месяцев официально работает «хранителем форта Риф».

В его обязанностях - поиск архивных материалов, создание на форту музейных экспозиций. Одна из них будет посвящена Кронштадтскому восстанию 1921 года, поскольку после его разгрома именно с «Рифа» восемь тысяч участников мятежа, отступив из центральной части крепости, спаслись бегством в Финляндию...

«Риф» - это мощные оборонительные бетонные сооружения, возведенные на рубеже XIX - XX веков. Самое передовое укрепление - на острове Котлин. Чтобы понять их стратегическое значение, достаточно лишь взобраться на крышу и оглядеться вокруг. Впереди - бескрайняя даль Финского залива, невдалеке виден Толбухин маяк.

- По плану 1909 года, «Риф» вместе с береговыми фортами «Красная горка» и «Ино» закрывал подход к Петербургу со стороны Финского залива, - говорит Воробьев. - Наш форт был частью второй линии обороны. В этом месте залив расходится на южный и северный фарватеры. В случае необходимости на них ставились минные заграждения. Их охранение и было главной задачей шестидюймовых батарей «Рифа».

Вооружившись фонарями, вместе со Станиславом мы прошли по казематам и галереям форта. На улице жара, а здесь - едва ли больше десяти градусов. Как будто попадаем в холодильник... Влажно, сыро, со стен и потолков капает вода. Летом толстые бетонные стены хранят холод, в зимние морозы, наоборот, - тепло.

Толщина бетонных стен - несколько метров, так что укрытие очень надежное. Поверьте, впечатление сильное: так и представляешь себя обитателем крепости времен Первой мировой или Великой Отечественной войны, готовым выдержать любую осаду.

На рубеже XIX - XX веков это место два десятка лет использовалось как инженерный полигон, где внедряли и испытывали новые строительные материалы для крепостного строительства. Проще говоря, строили укрепления - руководителем работ был военный инженер генерал-майор Леонид Капица, отец будущего ученого, - а затем под присмотром специальной комиссии расстреливали их из пушек. Кстати, при недавней расчистке помещений удалось найти мощные осколки от снарядов, которыми долбили бетонные сооружения, - они уже стали экспонатами создающегося музея...

Для испытаний возводили в том числе и точные копии прежних боевых сооружений - например, кирпичный прусский пороховой погреб, усиленный сверху бетонным «тюфяком». Проверили: снаряды не берут. Рядом построили копию кирпичной стены одного из фортов Варшавской крепости. На исторических фотографиях видно, как прямым попаданием бомбы стена была разрушена в пух и прах... После этого стену восстановили и усилили бетоном.

- Вот так, методом проб и ошибок, здесь и развивалась военно-инженерная мысль. Фактически это был главный полигон такого рода во всей Российской империи. Здесь были найдены многие новейшие для того времени фортификационные решения, - рассказывает Воробьев.

После того как в 1909 году полигон перестал действовать, все его постройки, служившие мишенями, отремонтировали и включили в состав форта: они стали его казематами и внутренними переходами. В таком виде они сохранились до наших дней.

Свое значение как объект артиллерийской обороны форт сохранял вплоть до 1973 года, когда была разоружена его последняя батарея. После чего он продолжал оставаться вспомогательным военным объектом.

После ухода представителей Министерства обороны в 2014 году форт три года стоял брошенным, и любители порезать металл успели здесь поживиться: во многих казематах были срезаны старинные броневые двери. Правда, то, что форт изолирован и единственная дорога к нему проходит по территории заказника, значительно затруднило его разграбление. Поэтому нетронутыми остались многие механизмы вековой давности. Например, элементы «скрывающихся» броневых башен французского производства, спрятанных в мощные бетонные колодцы. Эти две установки - единственные подобного рода, поставленные в Россию в конце XIX века.

- Уцелели и подъемники для снарядов, изготовленные петербургским заводом «Сан-Галли», - показывает Воробьев. - Их вполне можно починить, привести в действие и демонстрировать посетителям, чтобы музейная экспозиция была интерактивной.

#Кронштадт #форт #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (6256) от 14.08.2018 под заголовком «Мишени форта «Риф»».


Комментарии