«Медведка» под сводами арки. История акварели с Нарвскими воротами
На акварели А. Лупанова, датированной 1867 годом, - Нарвские триумфальные ворота во всей своей красе. Этот величественный памятник русским победам над Наполеоном был сложен из кирпича и облицован медными листами в 1827 - 1834 годах по проекту архитектора Василия Стасова. Ворота и сейчас на своем месте - в центре нынешней площади Стачек.
В левой части акварели - портик флигеля дачи Мусиных-Пушкиных. В 1832 году там бывал А. С. Пушкин, принимая поздравления в связи с окончанием «Евгения Онегина». Флигель был разобран в ходе реконструкции площади в 1930-е годы. Из коллекции Государственного
Поначалу, в 1814 году, деревянные Нарвские ворота с гипсовыми фигурами античных воинов были воздвигнуты по проекту Джакомо Кваренги, и располагались они недалеко от нынешних. Однако непрочные материалы отмерили этому сооружению недолгий век, и арку разобрали в 1829 году, когда полным ходом шло сооружение ее кирпичного «собрата».
Стасов увеличил габариты ворот, однако сохранил пропорции, заданные Кваренги. Только вместо античных воинов по сторонам арки встали русские богатыри, что добавило триумфальному сооружению национальный колорит.
В 1839 году историк Иван Пушкарев отметил, как преобразились эти дачные места Петергофской дороги с появлением памятника воинской славы: «Прелестные загородные дачи с своими фантастическими жилищами украшают боковые аллеи, воздух освежается ароматною зеленью садов, и глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на Триумфальных воротах. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню побед; стараетесь прочитать надписи и чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом городе...».
У Нарвских триумфальных ворот проходила граница Петербурга, так что шлагбауму здесь самое место. На акварели мы видим выезжающую из города крепко сбитую «медведку» на низких массивных колесах - телегу, предназначенную для перевозки различных тяжестей. Четыре лошади с трудом тянут платформу с гигантской бочкой, наполненной, вероятно, городскими нечистотами.
Канализации в Петербурге не было, и золотари регулярно вычерпывали продукты жизнедеятельности из придомовых выгребных ям. Это «добро» нужно было безотлагательно вывезти в окрестные поля, и воротный стражник призывным жестом пытается ускорить черепаший ход «ассенизационной колесницы», словно бы передразнивающей колесницу Победы на триумфальной арке. А бронзовые русские витязи по сторонам ворот уже протянули свои венки, чтобы чествовать скромных тружеников тогдашних коммунальных служб...
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6703) от 19.06.2020 под заголовком ««Медведка» под сводами арки».
Комментарии