Машина осталась в гараже. Автомобиль марки «Студебеккер» должен был стать экспонатом в Музее Кирова

В апреле 1940 года Музей С. М. Кирова, располагавшийся тогда в бывшем особняке Матильды Кшесинской (там, где сегодня помещается Музей политической истории), обратился к председателю Ленгорисполкома Петру Попкову с просьбой передать в экспозицию автомобиль марки «Студебеккер».

Машина осталась в гараже. Автомобиль марки «Студебеккер» должен был стать экспонатом в Музее Кирова | Решения Ленгорисполкома, которые не были приняты, хранились наравне с утвержденными. Эти материалы находятся ныне в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга./Репродукция. ФОТО автора

Решения Ленгорисполкома, которые не были приняты, хранились наравне с утвержденными. Эти материалы находятся ныне в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга./Репродукция. ФОТО автора

Директор музея Сергей Аввакумов указывал: «Машина эта была подарена С. М. Кирову, была его любимой машиной и находилась в его постоянном пользовании в течение 4 лет с 1930 г. по 1934 г.». А в настоящее время, как отмечал руководитель музея, она стоит в гараже Ленсовета.

Члены Ленгорисполкома, в том числе и Петр Попков, не возражали и быстро приняли соответствующее решение, предписав списать машину «с баланса автобазы Ленгор­исполкома на баланс музея».

Однако один член горисполкома проголосовал против — это был Алексей Кузнецов. Сохранилась его рукописная записка: «Я сомневаюсь в целесообразности передачи машины. Ибо ее в помещение нет смысла вносить, а на улице держать нельзя». В его словах был свой резон: установка автомобиля во дворе потребовала бы сооружения отдельного помещения. Напомним, атриума в музее тогда еще не было: он появился только в наши дни.

Однако, как отмечают исследователи, главную роль сыграли не столько доводы Алексея Кузнецова, сколько то, что он был вторым секретарем обкома и горкома ВКП(б). Его мнение оказалось решающим, и подписанное решение советского органа власти отправилось под сукно.

Кстати, любопытная деталь: хотя Киров пользовался иностранным «Студебеккером», именно он стал инициатором выпуска отечественных легковых автомобилей высшего класса. Опытной площадкой для этого стал тракторный цех завода «Красный путиловец». За образец взяли американский Buick-30-90.

Первый автомобиль под маркой «Ленинград-1», или просто ­«Л-1», собрали 24 апреля 1933 года, а к майским праздникам на заводе закончили уже шестую машину. Однако только начинавший силу конвейер пришлось свернуть, поскольку «Красный путиловец» получил заказ на производство танков Т-28 и пропашных тракторов «Универсал». Все работы по легковым автомобилям высшего класса передали на московский Завод имени Сталина.

И, наконец, несколько слов о судьбе персонажей этой истории. Петр Попков и Алексей Кузнецов, как известно, руководили городом в годы войны и после нее, а в 1950‑м были расстреляны по «Ленинградскому делу».

Сергей Аввакумов в августе 1941 года возглавил отдел пропаганды газеты «Ленинградская правда», всю блокаду находился в городе, занимал пост директора Ленинградского института истории ВКП(б). Впоследствии был осужден по «Ленинградскому делу», в июне 1954 года освобожден, реабилитирован и восстановлен в партии, вскоре вернулся на берега Невы и работал в Ленинградском отделе Института истории Академии наук.

Что же касается «Студебеккера», которым пользовался Сергей Миронович, то в Мемориальном музее-квартире Кирова сообщили: никакой информацией об этом автомобиле не располагают, документов о его судьбе нет.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #автомобиль #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7389) от 05.04.2023 под заголовком ««Студебеккер» остался в гараже».


Комментарии