Маршрутки Ленинграда. Как на улицах города появились «РАФики»

На снимке из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, датированном 1969 годом, - маршрутное такси № 1, отправляющееся, как гласит табло, от метро «Петроградская» в ЦПКиО имени С. М. Кирова.

Маршрутки Ленинграда. Как на улицах города появились «РАФики» | Маршрутное такси № 1 на стоянке недалеко от станции метро «Петроградская» - на нынешней площади Шевченко. Автор съемки не установлен.

Маршрутное такси № 1 на стоянке недалеко от станции метро «Петроградская» - на нынешней площади Шевченко. Автор съемки не установлен.

Такие микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» вместимостью до 11 человек стали курсировать в Ленинграде в июне 1965 года, и началось все именно с этого маршрута № 1. Рафики выпускались Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1959 - 1976 годах на базе автомобиля ГАЗ-21 «Волга», использовались как маршрутные такси, машины «скорой помощи», передвижные лаборатории, отправлялись на экспорт во многие страны.

При эксплуатации этих машин как маршруток заводское размещение мест в салоне пришлось менять. Как отмечает историк автомобильного транспорта Владимир Чапчаев, стандартную планировку салона рижского микроавтобуса для использования в качестве маршрутного такси посчитали неудобной. При поступлении в парк новых микроавтобусов поперечно установленные сиденья сразу демонтировали, переустанавливая их вдоль бортов.

К 1971 году в Ленинграде действовало 11 маршрутов, обслуживавшихся микроавтобусами рижского производства; всего по городу их тогда курсировало около пятидесяти. Все они были включены в специальную автоколонну таксомоторного парка № 2, располагавшуюся на Митрофаньевском шоссе, 18. Протяженность большинства маршрутов не превышала пяти километров. Особо загруженные оперативно усиливали дополнительным подвижным составом, а невостребованные закрывали.

Наряду с теми, что обеспечивали транспортную связь центра города и станций метро со «спальными» районами, появились маршруты между крупнейшими универмагами города - «Московским», «Фрунзенским» и Гостиным Двором. Существовала практика организации маршрутов выходного дня, призванных обеспечить дополнительным транспортом регулярные автобусные рейсы в Пушкин, Павловск, Петродворец.

Кстати, любопытная деталь: шоферы вспоминают, что нередко водить маршрутки отправляли проштрафившихся таксистов, и это считалось понижением по службе. Правда, потом многие уже не хотели возвращаться из маршруточной «ссылки».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#маршрутки #история #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6698) от 11.06.2020 под заголовком «Проштрафился? Води маршрутку».


Комментарии