Маршрутки Ленинграда. Как на улицах города появились «РАФики»
На снимке из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, датированном 1969 годом, - маршрутное такси № 1, отправляющееся, как гласит табло, от метро «Петроградская» в ЦПКиО имени С. М. Кирова.

Маршрутное такси № 1 на стоянке недалеко от станции метро «Петроградская» - на нынешней площади Шевченко. Автор съемки не установлен.
Такие микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» вместимостью до 11 человек стали курсировать в Ленинграде в июне 1965 года, и началось все именно с этого маршрута № 1. Рафики выпускались Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1959 - 1976 годах на базе автомобиля ГАЗ-21 «Волга», использовались как маршрутные такси, машины «скорой помощи», передвижные лаборатории, отправлялись на экспорт во многие страны.
При эксплуатации этих машин как маршруток заводское размещение мест в салоне пришлось менять. Как отмечает историк автомобильного транспорта Владимир Чапчаев, стандартную планировку салона рижского микроавтобуса для использования в качестве маршрутного такси посчитали неудобной. При поступлении в парк новых микроавтобусов поперечно установленные сиденья сразу демонтировали, переустанавливая их вдоль бортов.
К 1971 году в Ленинграде действовало 11 маршрутов, обслуживавшихся микроавтобусами рижского производства; всего по городу их тогда курсировало около пятидесяти. Все они были включены в специальную автоколонну таксомоторного парка № 2, располагавшуюся на Митрофаньевском шоссе, 18. Протяженность большинства маршрутов не превышала пяти километров. Особо загруженные оперативно усиливали дополнительным подвижным составом, а невостребованные закрывали.
Наряду с теми, что обеспечивали транспортную связь центра города и станций метро со «спальными» районами, появились маршруты между крупнейшими универмагами города - «Московским», «Фрунзенским» и Гостиным Двором. Существовала практика организации маршрутов выходного дня, призванных обеспечить дополнительным транспортом регулярные автобусные рейсы в Пушкин, Павловск, Петродворец.
Кстати, любопытная деталь: шоферы вспоминают, что нередко водить маршрутки отправляли проштрафившихся таксистов, и это считалось понижением по службе. Правда, потом многие уже не хотели возвращаться из маршруточной «ссылки».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6698) от 11.06.2020 под заголовком «Проштрафился? Води маршрутку».
Материалы рубрики
В Петербурге открылась выставка «На картах застыли дороги Победы»
В Новгородской области вертолет столкнулся со снежным бруствером
В Петербурге вынесен приговор бравшим взятки экс-сотрудникам таможни
В центре Петербурга восстановили движение электротранспорта
В Петербурге представили книгу-альбом об Александре Невском
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии