Маршрутки Ленинграда. Как на улицах города появились «РАФики»

На снимке из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, датированном 1969 годом, - маршрутное такси № 1, отправляющееся, как гласит табло, от метро «Петроградская» в ЦПКиО имени С. М. Кирова.

Маршрутки Ленинграда. Как на улицах города появились «РАФики» | Маршрутное такси № 1 на стоянке недалеко от станции метро «Петроградская» - на нынешней площади Шевченко. Автор съемки не установлен.

Маршрутное такси № 1 на стоянке недалеко от станции метро «Петроградская» - на нынешней площади Шевченко. Автор съемки не установлен.

Такие микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» вместимостью до 11 человек стали курсировать в Ленинграде в июне 1965 года, и началось все именно с этого маршрута № 1. Рафики выпускались Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1959 - 1976 годах на базе автомобиля ГАЗ-21 «Волга», использовались как маршрутные такси, машины «скорой помощи», передвижные лаборатории, отправлялись на экспорт во многие страны.

При эксплуатации этих машин как маршруток заводское размещение мест в салоне пришлось менять. Как отмечает историк автомобильного транспорта Владимир Чапчаев, стандартную планировку салона рижского микроавтобуса для использования в качестве маршрутного такси посчитали неудобной. При поступлении в парк новых микроавтобусов поперечно установленные сиденья сразу демонтировали, переустанавливая их вдоль бортов.

К 1971 году в Ленинграде действовало 11 маршрутов, обслуживавшихся микроавтобусами рижского производства; всего по городу их тогда курсировало около пятидесяти. Все они были включены в специальную автоколонну таксомоторного парка № 2, располагавшуюся на Митрофаньевском шоссе, 18. Протяженность большинства маршрутов не превышала пяти километров. Особо загруженные оперативно усиливали дополнительным подвижным составом, а невостребованные закрывали.

Наряду с теми, что обеспечивали транспортную связь центра города и станций метро со «спальными» районами, появились маршруты между крупнейшими универмагами города - «Московским», «Фрунзенским» и Гостиным Двором. Существовала практика организации маршрутов выходного дня, призванных обеспечить дополнительным транспортом регулярные автобусные рейсы в Пушкин, Павловск, Петродворец.

Кстати, любопытная деталь: шоферы вспоминают, что нередко водить маршрутки отправляли проштрафившихся таксистов, и это считалось понижением по службе. Правда, потом многие уже не хотели возвращаться из маршруточной «ссылки».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#маршрутки #история #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6698) от 11.06.2020 под заголовком «Проштрафился? Води маршрутку».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».