Маршрут на север. Как в Ленинграде открылась новая трамвайная линия
Эта фотография из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга подписана так: «Трамвай, украшенный по случаю открытия новой трамвайной линии Озерки – Площадь Лассаля» (ныне пл. Искусств. – А. Ч.). Известна даже точная дата: 3 октября 1926 года. Вагоны маршрута № 20 украшены еловыми ветвями, кумачом и красными флагами, пассажиры в нетерпении выглядывают из окон, вагоновожатый вот-вот приведет трамвай в движение и помчит в Озерки.
Изыскания для прокладки на север города новой трамвайной линии начались в июле 1926 года. Рельсовый путь должны были проложить от 1-го Муринского проспекта до Поклонной горы, и тогда эта новая трасса связала бы центр города с северной окраиной. Новую ветку предполагалось использовать и для хозяйственных нужд: у подножия Поклонной горы с давних пор добывали строительный песок, который возили в город на подводах. Было подсчитано, что использование грузового трамвая удешевит перевозку вдвое.
Работы по прокладке новой магистрали шли ударными темпами, и уже 8 сентября рельсы были уложены. К началу октября установили столбы с медными проводами, и вот настал торжественный день...
«С утра на новой линии выстроился десяток разукрашенных вагонов с первыми пассажирами», – сообщала «Ленинградская правда». Как водится, перед началом движения состоялся митинг, на котором председатель Ленинградского губисполкома Николай Комаров напомнил собравшимся, что при «старом режиме» рабочие окраин «жили в деревянных клоповниках, ходили по непролазной грязи, в непроглядной тьме», теперь же советская власть протягивает на окраины быстроходные трамвайные линии.
В честь открытия первый рейс был бесплатным. Затем – на обычных условиях. Проезд по всему маршруту, от площади Лассаля до Озерков, стоил 15 копеек, если требовалось преодолеть лишь часть – надо было заплатить от 7 до 10 копеек.
«Ленинградская правда» отмечала живописность маршрута: «Путь – как стрела. Кругом зелень. Красивый подъем на Поклонную гору. Из окон вагона – прекрасный вид на Шуваловское озеро» (имелось в виду, очевидно, 1-е Суздальское).
История сохранила имя первого купившего билет на вновь открытую линию: им стал восьмилетний школьник Леня Федоров.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6796) от 30.10.2020 под заголовком «Трамвай идет на север».
Комментарии