«Марсельеза» на балалайках. Как тверской помещик основал оркестр
Весть о молодом чудаковатом тверском помещике Василии Андрееве, виртуозно играющем на мужицких инструментах — гармошке и балалайке, разнеслась в Петербурге от салона к салону с начала зимы 1887 года. Принц Александр Ольденбургский, покровительствовавший искусствам, пригласил Андреева выступить в принадлежащем ему дворце во время очередной встречи со своим именитым родственником Александром III.
ФОТО Pixabay
Концерт в особняке на Дворцовой набережной состоялся 27 февраля. Василий Андреев впервые представил свое искусство на суд аристократической публики. И хозяин, и гости остались очень довольны, а император обратился к Андрееву: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдет в народ и сделается русским популярным инструментом».
Уже через день Андреев получил письмо от Франца Пасербского — мастера придворного камерного оркестра Ольденбургского и владельца собственной мастерской. Как опытный коммерсант, Пасербский уловил открывающиеся перспективы и предлагал свои услуги в изготовлении инструментов.
Популярность Андреева росла с каждым днем. Многие молодые люди, в том числе из известных в Петербурге семей, оставив свои гитары, цитры, мандолины, изъявляли желание играть на балалайке. Уже весной 1887 года Андреев начал педагогическую деятельность. В Соляном городке он организовал «балалаечные классы», а затем собрал из своих учеников ансамбль — «Кружок любителей игры на балалайке».
В начале марта 1888 года столичную публику заинтриговала заметка в «Петербургском листке»: «Сообщаем интересную новость. В воскресенье, 20 марта, в зале Кредитного общества состоится концерт господ балалаечников под управлением В. В. Андреева, замечательного виртуоза на балалайке… В этот вечер балалайка явится, после векового своего существования, впервые на суд публики».
Это был настоящий триумф, каждый номер пришлось исполнять дважды. Как сообщалось в том же «Петербургском листке», «кружок любителей исполнил до десятка народных песен и «Марш» сочинения Андреева, исполненный им соло с положительным талантом и артистичностью, и вызвавших бурю рукоплесканий».
Прослышав об успешных выступлениях андреевского кружка, известный книгоиздатель и меценат Митрофан Беляев пригласил его к себе на очередную «пятницу», куда собиралась музыкальная элита. В 1889 году он занялся организацией симфонических концертов русских композиторов на Всемирной выставке в Париже, приуроченной к открытию Эйфелевой башни. Узнав об этом, Андреев решил принять участие в выступлениях со своим ансамблем. И там успех был грандиозным!
Самобытное звучание балалаек и русские песни, исполненные под их аккомпанемент, привлекли к ансамблю всеобщее внимание. Его участников приглашали в салоны французской аристократии, редакции парижских газет и т. д. Газета «Новое время» сообщала: «Нам телеграфируют из Парижа — «Вчера Римский-Корсаков пригласил к себе Андреева… на концерте, имевшем большой успех, присутствовали представители высшего парижского общества». Под впечатлением от французской столицы Андреев написал вальс «Воспоминание о парижской выставке»…
Последующие гастроли Андреева в Париже, в 1892 и 1900 годах, также вызывали фурор. Он стал почетным членом Французской академии изящных искусств, был награжден орденом Почетного легиона за «Введение нового элемента в музыку»… Росла популярность и в России: почти во всех городах, где Андреев выступал со своим кружком — Саратове, Самаре, Ярославле, Костроме, Ростове, — появлялись местные кружки балалаечников.
Нелишним будет отметить и экономическую сторону деятельности Андреева. Еще в канун двадцатилетия русского народного оркестра корреспондент «Петербургского листка» писал: «Статистика показывает, что усовершенствованных Андреевым балалаек и домр ежегодно продавалось в России свыше 200 тысяч штук. Благодаря этому многие сотни людей нашли себе заработок».
Показательно, как Андреев отреагировал на происходившие в стране политические изменения. На концерте в Мариинском театре 18 марта 1917 года, практически сразу после победы Февральской революции, коллектив был представлен как первый народный великорусский оркестр, а в его репертуаре наряду с «Эй, ухнем» и «Дубинушкой» срочно появилась «Марсельеза».
После Октябрьской революции некоторые последователи Андреева эмигрировали за границу. Ему самому также следовало бы опасаться репрессий со стороны революционных властей, поскольку он был отмечен званием «Солист его императорского величества», однако он остался в России…
Газета «Правда» 1 ноября 1918 года сообщала: «Первый народный великорусский оркестр под управлением В. В. Андреева командируется в двухнедельную поездку со сроком со 2 по 16 сего ноября по Северному фронту для участия в торжествах празднования Октябрьской революции». Увы, эти гастроли оказались последними в жизни Андреева. На одном из концертов, проходившем в холодном пакгаузе, он простудился и тяжело заболел. В ночь с 25 на 26 декабря его не стало…
Основателя оркестра русских народных инструментов и сегодня вспоминают с огромным уважением. «Имя Андреева — как русский национальный гимн, — говорил один из выдающихся современных композиторов Валерий Гаврилин. — Услышав его, каждый русский должен встать».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7117) от 25.02.2022 под заголовком ««Марсельеза» на балалайках».





Комментарии