Зрительское безмолвие. Почему музыку Джорджа Гершвина в СССР приняли не сразу?

Джордж Гершвин никогда не бывал в Петербурге. Но его судьба все-таки пересеклась с нашим городом. Ведь Гершвин - внук петербургского мастера меховых изделий Брушкина, который в 1892 году с женой и дочерью переехал в США. Там дочь вышла замуж, родила двоих сыновей: Израиля, или Айру, в будущем знаменитого поэта-песенника, и Якова, обладавшего необыкновенным музыкальным даром. Когда Якову исполнилось пятнадцать лет,он бросил школу, взял псевдоним Джордж Гершвин и представил свои первые музыкальные опыты. А в шестнадцать лет начал сочинять только джазовую музыку.

Зрительское безмолвие. Почему музыку Джорджа Гершвина в СССР приняли не сразу? | Джордж Гершвин. Фото: Public Domain

Джордж Гершвин. Фото: Public Domain

В России в ту пору строили коммунизм и к джазу относились с некоторым подозрением - как к музыке недругов. Лишь немногим приверженцам джаза удалось заниматься любимым делом - Исааку Дунаевскому, Леониду Утесову, Клавдии Шульженко...

Музыка Гершвина в нашей стране зазвучала только в конце Великой Отечественной войны, когда ноты его произведений привез в СССР руководитель Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс. Он в 1944 году по заданию Сталина ездил в США налаживать контакты с деловыми и интеллектуальными кругами. «Лучший из всех виденных мною спектаклей, - говорил Михоэлс, - это «Порги и Бесс» Гершвина. Главная тема ее - вера человека в счастье». Увы, к тому времени композитора уже не было в живых: он умер в 1937 году от смертельной болезни...

В 1944 году опера впервые прозвучала в Москве - в концертном исполнении Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества. После открытия второго фронта американское искусство в СССР было не просто разрешено, но и очень популярно.

В 1945 году Малый оперный театр в Ленинграде (МАЛЕГОТ) тоже запланировал показать «Порги и Бесс». Были созданы декорации, реалистически воссоздающие среду провинциального негритянского поселка. Большую поддержку оказал дирижер Самуил Самосуд, близко знакомый с Михоэлсом. Но вмешалась большая политика: в марте 1946 года прозвучала ставшая знаменитой Фултонская речь Черчилля, началась холодная война...

Услышать сочинения Гершвина в СССР удалось только во времена хрущевской «оттепели». В 1955 году было дано разрешение на постановку «Порги и Бесс» в том же МАЛЕГОТе. Ставить оперу приехала американская труппа «Эвримен опера», которую сопровождали вдова Джорджа Гершвина и его брат Айра.

Однако первая постановка состоялась все же не в театре, а в ДК Ленсовета на Петроградской стороне. Публика там была самая демократичная, в основном студенты. Статья одного из зрителей-студентов Театрального института была опубликована в № 1 журнала «Радио» за 1956 год: «По радио и из газет мы узнали о триумфальных гастролях негритянской труппы из США, которая привезла в СССР неизвестную для нас оперу Гершвина «Порги и Бесс». Музыка, которую я услышал впервые, потрясла меня. Как пели - один лучше другого! Как танцевали! Это невозможно описать - это нужно видеть!».

Интересные впечатления о приезде «Эвримен оперы» в Ленинград оставил знаменитый писатель Трумен Капоте, член делегации США, в очерке «Музы слышны» (1956). Он записал пророческие слова: «В антракте я встретил русского знакомого, гулявшего по фойе, и спросил, нравится ли ему «Порги и Бесс». Он нахмурился, подумал, и решил все-таки сказать то, что хотел: «Я сегодняшнего вечера никогда не забуду... Сегодня... вся эта молодежь не будет спать ночью. Завтра начнется насвистывание. А летом это будет свистеть весь город. Молодые будут гулять по набережным и напевать эти мелодии. Они не забудут».

Первая постановка напоминала не спектакль, а подобие «репетиции». В том же очерке «Музы слышны» Трумен писал: «Артисты американского театра сначала были поражены безмолвием зрителей. Оно объяснялось, похоже, не апатией: скорее, тут была недоуменная сосредоточенность, тревожное желание понять; они слушали без улыбки, с напряженным вниманием, как студенты на лекции, боясь пропустить что-то главное.

Лишь к концу первого акта по театру пронеслось тепло, приходящее с пониманием. Оно было ответом на «Теперь ты моя, Бесс», дуэт главных действующих лиц. Вдруг всем стало ясно, что Порги и Бесс любят друг друга, что их дуэт выражает радость и нежность, и зрители, тоже обрадованные, обрушили на исполнителей овацию, бурную, как тропический ливень».

От спектакля к спектаклю успех «Порги и Бесс» в СССР нарастал. После 1956 года оперу неоднократно исполняли на концертной эстраде, по радио, потом в разные годы снова в Ленинграде, в Таллине, в московском Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. По сей день опера не сходит с подмостков театров страны, и имя Джорджа Гершвина можно видеть на многих афишах в связи как с «Порги и Бесс», так и с другими его произведениями, и прежде всего - «Рапсодией в стиле блюз».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#музыка #история #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (6630) от 21.02.2020 под заголовком «Зрительское безмолвие».


Комментарии