Зрительское безмолвие. Почему музыку Джорджа Гершвина в СССР приняли не сразу?

Джордж Гершвин никогда не бывал в Петербурге. Но его судьба все-таки пересеклась с нашим городом. Ведь Гершвин - внук петербургского мастера меховых изделий Брушкина, который в 1892 году с женой и дочерью переехал в США. Там дочь вышла замуж, родила двоих сыновей: Израиля, или Айру, в будущем знаменитого поэта-песенника, и Якова, обладавшего необыкновенным музыкальным даром. Когда Якову исполнилось пятнадцать лет,он бросил школу, взял псевдоним Джордж Гершвин и представил свои первые музыкальные опыты. А в шестнадцать лет начал сочинять только джазовую музыку.

Зрительское безмолвие. Почему музыку Джорджа Гершвина в СССР приняли не сразу? | Джордж Гершвин. Фото: Public Domain

Джордж Гершвин. Фото: Public Domain

В России в ту пору строили коммунизм и к джазу относились с некоторым подозрением - как к музыке недругов. Лишь немногим приверженцам джаза удалось заниматься любимым делом - Исааку Дунаевскому, Леониду Утесову, Клавдии Шульженко...

Музыка Гершвина в нашей стране зазвучала только в конце Великой Отечественной войны, когда ноты его произведений привез в СССР руководитель Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс. Он в 1944 году по заданию Сталина ездил в США налаживать контакты с деловыми и интеллектуальными кругами. «Лучший из всех виденных мною спектаклей, - говорил Михоэлс, - это «Порги и Бесс» Гершвина. Главная тема ее - вера человека в счастье». Увы, к тому времени композитора уже не было в живых: он умер в 1937 году от смертельной болезни...

В 1944 году опера впервые прозвучала в Москве - в концертном исполнении Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества. После открытия второго фронта американское искусство в СССР было не просто разрешено, но и очень популярно.

В 1945 году Малый оперный театр в Ленинграде (МАЛЕГОТ) тоже запланировал показать «Порги и Бесс». Были созданы декорации, реалистически воссоздающие среду провинциального негритянского поселка. Большую поддержку оказал дирижер Самуил Самосуд, близко знакомый с Михоэлсом. Но вмешалась большая политика: в марте 1946 года прозвучала ставшая знаменитой Фултонская речь Черчилля, началась холодная война...

Услышать сочинения Гершвина в СССР удалось только во времена хрущевской «оттепели». В 1955 году было дано разрешение на постановку «Порги и Бесс» в том же МАЛЕГОТе. Ставить оперу приехала американская труппа «Эвримен опера», которую сопровождали вдова Джорджа Гершвина и его брат Айра.

Однако первая постановка состоялась все же не в театре, а в ДК Ленсовета на Петроградской стороне. Публика там была самая демократичная, в основном студенты. Статья одного из зрителей-студентов Театрального института была опубликована в № 1 журнала «Радио» за 1956 год: «По радио и из газет мы узнали о триумфальных гастролях негритянской труппы из США, которая привезла в СССР неизвестную для нас оперу Гершвина «Порги и Бесс». Музыка, которую я услышал впервые, потрясла меня. Как пели - один лучше другого! Как танцевали! Это невозможно описать - это нужно видеть!».

Интересные впечатления о приезде «Эвримен оперы» в Ленинград оставил знаменитый писатель Трумен Капоте, член делегации США, в очерке «Музы слышны» (1956). Он записал пророческие слова: «В антракте я встретил русского знакомого, гулявшего по фойе, и спросил, нравится ли ему «Порги и Бесс». Он нахмурился, подумал, и решил все-таки сказать то, что хотел: «Я сегодняшнего вечера никогда не забуду... Сегодня... вся эта молодежь не будет спать ночью. Завтра начнется насвистывание. А летом это будет свистеть весь город. Молодые будут гулять по набережным и напевать эти мелодии. Они не забудут».

Первая постановка напоминала не спектакль, а подобие «репетиции». В том же очерке «Музы слышны» Трумен писал: «Артисты американского театра сначала были поражены безмолвием зрителей. Оно объяснялось, похоже, не апатией: скорее, тут была недоуменная сосредоточенность, тревожное желание понять; они слушали без улыбки, с напряженным вниманием, как студенты на лекции, боясь пропустить что-то главное.

Лишь к концу первого акта по театру пронеслось тепло, приходящее с пониманием. Оно было ответом на «Теперь ты моя, Бесс», дуэт главных действующих лиц. Вдруг всем стало ясно, что Порги и Бесс любят друг друга, что их дуэт выражает радость и нежность, и зрители, тоже обрадованные, обрушили на исполнителей овацию, бурную, как тропический ливень».

От спектакля к спектаклю успех «Порги и Бесс» в СССР нарастал. После 1956 года оперу неоднократно исполняли на концертной эстраде, по радио, потом в разные годы снова в Ленинграде, в Таллине, в московском Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. По сей день опера не сходит с подмостков театров страны, и имя Джорджа Гершвина можно видеть на многих афишах в связи как с «Порги и Бесс», так и с другими его произведениями, и прежде всего - «Рапсодией в стиле блюз».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#музыка #история #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (6630) от 21.02.2020 под заголовком «Зрительское безмолвие».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».