Манекен в мундире преображенца. Что снимал Карл Булла в Артиллерийском музее

При первом взгляде на фотографию, сделанную в Артиллерийском историческом музее Карлом Карловичем Буллой, сразу отождествляешь изображенную на ней фигуру Петра Великого со знаменитой «восковой персоной» работы Бартоломео Растрелли. Он изготовил, как тогда говорили, «автомат» императора, используя снятую еще при жизни царя маску с его лица и вылепленные из воска точные копии кистей его рук и ступней, которые соединялись с деревянным туловищем системой шарниров, позволяющих придавать фигуре стоячее или сидячее положение.

Манекен в мундире преображенца. Что снимал Карл Булла в Артиллерийском музее | Вид экспоната в одном из залов Артиллерийского исторического музея — восковой фигуры Петра I  в мундире Преображенского полка. Начало 1910‑х гг.  Карл Карлович Булла./ФОТО  Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023.

Вид экспоната в одном из залов Артиллерийского исторического музея — восковой фигуры Петра I в мундире Преображенского полка. Начало 1910‑х гг. Карл Карлович Булла./ФОТО  Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023.

С 1725 года «персона» находилась в мастерской Растрелли. В 1732 году ее «усадили» в кресло под балдахином в Императорском кабинете Кунсткамеры. А затем восковую скульптуру, восстановленную после пожара 1748 года сыном Растрелли, передали в Эрмитаж.

Но что же тогда снимал фотограф? Может быть, царскую «фигуру» перевозили в Артиллерийский музей для какой‑нибудь выставки? Известно, например, какие грандиозные мероприятия проходили в 1889 году в этом музее во время празднования 500‑летнего юбилея российской артиллерии. Музей три дня принимал приветствия от многочисленных гостей, гремели речи на торжественных собраниях, был подготовлен обширный фотоальбом, отчеканены юбилейные медали и жетоны.

Однако оказалось, что восковой Петр, созданный Растрелли, Зимний дворец не покидал. Ясность внес заместитель директора по научно-просветительской и выставочной работе Военно-­исторического музея артиллерии Сергей Ефимов. По его словам, в 1827 году по распоряжению Николая I из Кунсткамеры в Достопамятный зал, позже преобразованный в Артиллерийский музей, был передан мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка, в который был одет Петр I во время Полтавской битвы в 1709 году. Царь очень гордился своим боевым мундиром и в дни празднования Полтавской победы присутствовал в нем на тор­жественном молебне.

В экспозиции мундир был представлен одетым на изображающий царя восковой манекен. Сведений о мастере, изготовившем манекен, не сохранилось.

В 1937 году мундир отправили в Эрмитаж на выставку «Военное прошлое русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения XVII — начала XIX века». В годы Великой Отечест­венной войны мундир вместе с эрмитажным собранием был вывезен в Свердловск и после войны в Артиллерийский музей не вернулся. В 1959 году по распоряжению Министерства культуры СССР его окончательно передали в Эрмитаж. В Артиллерийском же музее осталась только часть мундира: кожаные краги — накладные голенища от колена до пятки.

Что же касается воскового манекена, то его след потерялся во время войны. Часть экспозиции тогда поместили в ящики, но в них хранили наиболее ценные экспонаты. «Раздетый» манекен таковым не был. Тем более что, по некоторым сведениям, его голова была сделана из папье-маше.

Газетный зал

«Одно лицо, проживающее на даче в Новой Деревне, сообщило в газету «Голос» следующее извес­тие: «Прогуливаясь на днях по набережной Новой Деревни, меня заинтересовала небольшая суета около трактира «Россия». Из отрывочных фраз некоторых присутствующих я мог понять, что в трактире этом поймали целую шайку мошенников и самого Ринальдо-Ринальдини во главе. Не ограничиваясь рассказами почтенных новодеревенских кумушек, я решился собрать более верные сведения… Наконец, прислушиваясь к разговору одной группы, по‑видимому, состоявшей из почтенных и солидных дачников, я узнал, что в трактире действительно местная полиция накрыла мошенника с сообщниками, собравшихся эксплуатировать дачников Новой и Старой Деревень, пользуясь темными ночами, и тем предупредила, может быть, целый ряд преступлений».

«Новое время», 21 августа 1868 г.

«Вести с окраин Петербурга. Злоба дня в Галерной Гавани — это охота! Охотятся все от мала до велика. Пальба идет и днем и ночью, но к большому горю наших доморощенных охотников, напуганная дичь держится осторожно и редко подпускает их на ружейный выстрел. Впрочем, охотники не унывают. Пропуделяв по уткам или дупелям, они довольствуются чайками, голубями и даже воробьями, сбывая их по хорошей цене окрестным рестораторам. Не удивляйтесь поэтому, если где‑нибудь в ресторане вам подадут вместо куропатки голубя, а воробья вместо овсянки!».

«Петербургский листок», 19 августа 1903 г.


#манекен #музей #император

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7477) от 11.08.2023 под заголовком «Манекен в мундире преображенца».


Комментарии