Лубок на Петровском. Как в Петербурге проводили исторические реконструкции

Театрализованные реконструкции исторических событий – изобретение вовсе не наших дней, даже не советского времени. Устраивались подобные шоу и до революции. Только тогда они назывались «постановками». Одна из них, на Петровском острове под названием «Взятие Азова», как раз и запечатлена на снимке из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Авторство его принадлежит Карлу Карловичу Булле. Известна и точная дата съемки – 15 августа 1913 года.

Лубок на Петровском. Как в Петербурге проводили исторические реконструкции |

Придумало подобные костюмированные постановки на открытом воздухе «Попечительство о народной трезвости», известное своей деятельностью по организации праздничного отдыха простого люда.

Летом 1912 года на прудах на Петровском острове оно устроило историческое представление на тему «Ермак – покоритель Сибири». Первый опыт был удачным, и в следующем году оно решило показать более грандиозное зрелище, посвященное взятию Азова войсками Петра I. Посреди пруда построили макет крепости, по историческим гравюрам выстроили флотилию русских судов. Представление состояло из четырех частей, в нем участвовали свыше трехсот артистов и статистов.

«Налево – Воронеж, направо – Азов, посредине – Москва. Это не совсем географично, но очень удобно для режиссера, – повествовал репортер одной из газет об увиденном им на генеральной репетиции. – Все берега озера унизаны бесплатной публикой – до 20 тысяч человек, да на устроенных амфитеатром скамейках платных посетителей 2500 человек. Занята не только вся земля, но и «воздух» – на воздухе, взгромоздясь на ивы, тоже зрители».

Сперва раздались пушечные выстрелы, затем к «Азову» выплыли лодки – целая флотилия. С одной из них молодой царь Петр наблюдал в «подозрительную» трубу за турками. Те, будто бы не замечая его, кричали: «Аллах велик! Велик Аллах!». Парламентер направился к крепос ти и вернулся оттуда с сообщением: «Турки отказываются сдать Азов!». «Ну так дать сигнал к бою!» – прозвучал зычный голос царя. Затем зрители были оглушены начавшейся ружейной и пушечной пальбой, которая сопровождалась взрывами, падением турецкой башни и пожаром.

Закончилось представление триумфом победителей в Москве.

«Конечно, это лубок, но лубок, производящий своим примитивом непосредственное впечатление: золотые кареты, герольды, знамена, лошади в цветных попонах, трубачи, солдаты в зеленом, красном, синем, солдаты так, солдаты этак, – все это происходит на фоне московских стен пестрым, отражающимся в воде калейдоскопом, – замечал обозреватель «Петербургской газеты». – В результате публика довольна. Да и как не быть довольным, когда им показали необычайный по величине кинематограф».

Публика действительно приняла историческое представление на ура. Вокруг прудов были устроены дешевые «нумерованные места», но их не хватило – спустя несколько дней посмотреть первое шоу пожаловала многотысячная толпа народа.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#реконструкция #досуг #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6761) от 11.09.2020 под заголовком «Лубок на Петровском».


Комментарии