Лисья гора. Как появилась станция Горская Приморской железной дороги

Благообразные дамы и господа, ожидающие поезд, несколько напоминают персонажей известного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Впрочем, на открытке начала ХХ века — вовсе не французский вокзал. Перед нами станция Горская Приморской железной дороги.

Лисья гора. Как появилась станция Горская Приморской железной дороги | Деревянное здание вокзала в Горской сохранилось до наших дней. Правда, в последнее время оно стоит заколоченным и никак не используется./Репродукция. ФОТО автора

Деревянное здание вокзала в Горской сохранилось до наших дней. Правда, в последнее время оно стоит заколоченным и никак не используется./Репродукция. ФОТО автора

Станция появилась в 1894 году, однако сама местность Горская имеет куда более древнюю историю. Издавна за свои природные особенности она называлась Гора, бытовало и финское название — Равомяки, что означало «лисья гора». Вообще с названиями тут настоящая чехарда. Нынешняя станция Горская первоначально, до 1896 года, называлась Лисий Нос, а сегодняшняя станция Лисий Нос до 1928 года именовалась Раздельной.

Судя по архивным документам, в XVII – XVIII веках первыми жителями Лисьей Горы были ингерманландцы с фамилиями Вихвиляйнен, Хямяляйнен, Куконнен, Виролайнен, Парикка.

Протока под названием Горский ручей являлась своеобразной границей владений Новгородской республики и Московского государства, а в 1811 году именно по этому ручью прошла граница между Великим княжеством Финляндским и Санкт-Петербургской губернией.

Тихая и неприметная в течение всего XIX века, Горская стала стремительно развиваться в самом конце того столетия в связи с тем, что рядом с ней прошла линия Приморской железной дороги. В начале ХХ века здесь возник дачный поселок, это было связано с деятельностью владельца здешних земель Александра Стенбок-Фермора.

Первоначально поселок должен был появиться между железной дорогой и берегом залива, однако этот проект не был воплощен. Реальное переустройство Горской было связано с деятельностью Петербургско-Ялтинского товарищества недвижимости, учрежденного в 1905 году «для устройства в С.‑Петербургской и Таврической губерниях дачных поселков с целью удешевления квартир, в связи с улучшением их типа и благоустройства». Возглавлял товарищество коллежский советник Лев Карлович фон Бок, кстати, горячий поклонник Григория Распутина.

В 1911 году товарищество арендовало лесную дачу «Горская — Лисий Нос», где занималось рубкой леса, и именно там и начало строить дачный поселок. Его цент­ром стало изображенное на открытке деревянное здание вокзала. Рядом с ним купец Колочев открыл магазин, в котором, как гласили рекламные объявления, продавали вино, фрукты и овощи. У вокзала находились телеграф, телефон и аптека.

Также возле станции стоял павильон купца Леонтьева на 100 мест, который арендовали многочисленные летние театры. Их владельцы менялись практически каждый год: так, в 1906 году таковым являлся прапорщик запаса Владимир Николаевич Берг, выступавший на сцене под псевдонимом Владимиров, в 1911 году — потомственный дворянин Михаил Васильевич Верещагин, в 1913‑м — шлиссельбургский мещанин Александр Васильевич Веселухо. В 1915 – 1916 годах хозяином театра был артист Петр Александрович Живкович, выходивший на подмостки под псевдонимом Зелинский. Репертуар состоял в основном из драм и легких комедий, а также семейно-танцевальных вечеров.

С 1911-го по 1916 год в Горской действовал Приморский кружок любителей спорта, организовавший небольшой стадион со «столбами для гигантских шагов» и гимнастики, а также отряд Лахтинского пожарного общества, располагавшийся в длинном помещении слева от вокзала.

Поселок развивался, в 1912 году упомянутое выше товарищество недвижимости представило план перераспределения земельных участков в Горской, который планировалось реализовать в 1914 – 1915 годах. Чиновники отклонили проект, обосновав свое решение тем, что «предполагаемое поселение, судя по плану, равняется значительному городу», между тем ни в цент­ре его, ни на окраинах нет ни одного значительного зеленого участка.

Они потребовали создать на перекрестках улиц не менее десяти площадей, а в центре оставить свободное пространство размером 5 – 6 десятин для устройства общественного парка. Также от товарищества потребовали обеспечить поселение водой.

Исправленный проект вновь поступил на рассмотрение и был утвержден 10 сентября 1914 года. Однако тут появилось препятствие другого рода: местные ­крестьяне пожаловались в строительное отделение Петроградского губернского правления на то, что товарищество окопало канавами полевую дорогу. А это, мол, препятствует их проезду на собственные владения. Хотя жалоба была отклонена, рассмот­рение нового проекта перераспределения земельных участков затянулось, и его реализации помешала Первая мировая война…

Недалеко от станции Горская находилась и церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1890 году в память о случившемся двумя годами ранее «чудесном спасении» императорской семьи во время железнодорожной катастрофы у станции Борки под Харьковом. Храм был возведен на земельном участке крестьянина Ивана Ильина на добровольные пожертвования и простоял до 1933 года, когда был снесен. При церкви работала приходская школа, которая действовала и в советское время.

Нынче из дореволюционных дач в поселке сохранились лишь две, принадлежавшие когда‑то фаб­риканту Фридриху Юльевичу Кану и его жене Марии Петровне. Одна из них, ныне имеющая адрес по Малой Горской ул., 32А, два года назад была включена в перечень объектов культурного наследия.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#станция #железная дорога #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком ««…судя по плану, равняется значительному городу»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».