Лисья гора. Как появилась станция Горская Приморской железной дороги
Благообразные дамы и господа, ожидающие поезд, несколько напоминают персонажей известного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Впрочем, на открытке начала ХХ века — вовсе не французский вокзал. Перед нами станция Горская Приморской железной дороги.
Деревянное здание вокзала в Горской сохранилось до наших дней. Правда, в последнее время оно стоит заколоченным и никак не используется./Репродукция. ФОТО автора
Станция появилась в 1894 году, однако сама местность Горская имеет куда более древнюю историю. Издавна за свои природные особенности она называлась Гора, бытовало и финское название — Равомяки, что означало «лисья гора». Вообще с названиями тут настоящая чехарда. Нынешняя станция Горская первоначально, до 1896 года, называлась Лисий Нос, а сегодняшняя станция Лисий Нос до 1928 года именовалась Раздельной.
Судя по архивным документам, в XVII – XVIII веках первыми жителями Лисьей Горы были ингерманландцы с фамилиями Вихвиляйнен, Хямяляйнен, Куконнен, Виролайнен, Парикка.
Протока под названием Горский ручей являлась своеобразной границей владений Новгородской республики и Московского государства, а в 1811 году именно по этому ручью прошла граница между Великим княжеством Финляндским и Санкт-Петербургской губернией.
Тихая и неприметная в течение всего XIX века, Горская стала стремительно развиваться в самом конце того столетия в связи с тем, что рядом с ней прошла линия Приморской железной дороги. В начале ХХ века здесь возник дачный поселок, это было связано с деятельностью владельца здешних земель Александра Стенбок-Фермора.
Первоначально поселок должен был появиться между железной дорогой и берегом залива, однако этот проект не был воплощен. Реальное переустройство Горской было связано с деятельностью Петербургско-Ялтинского товарищества недвижимости, учрежденного в 1905 году «для устройства в С.‑Петербургской и Таврической губерниях дачных поселков с целью удешевления квартир, в связи с улучшением их типа и благоустройства». Возглавлял товарищество коллежский советник Лев Карлович фон Бок, кстати, горячий поклонник Григория Распутина.
В 1911 году товарищество арендовало лесную дачу «Горская — Лисий Нос», где занималось рубкой леса, и именно там и начало строить дачный поселок. Его центром стало изображенное на открытке деревянное здание вокзала. Рядом с ним купец Колочев открыл магазин, в котором, как гласили рекламные объявления, продавали вино, фрукты и овощи. У вокзала находились телеграф, телефон и аптека.
Также возле станции стоял павильон купца Леонтьева на 100 мест, который арендовали многочисленные летние театры. Их владельцы менялись практически каждый год: так, в 1906 году таковым являлся прапорщик запаса Владимир Николаевич Берг, выступавший на сцене под псевдонимом Владимиров, в 1911 году — потомственный дворянин Михаил Васильевич Верещагин, в 1913‑м — шлиссельбургский мещанин Александр Васильевич Веселухо. В 1915 – 1916 годах хозяином театра был артист Петр Александрович Живкович, выходивший на подмостки под псевдонимом Зелинский. Репертуар состоял в основном из драм и легких комедий, а также семейно-танцевальных вечеров.
С 1911-го по 1916 год в Горской действовал Приморский кружок любителей спорта, организовавший небольшой стадион со «столбами для гигантских шагов» и гимнастики, а также отряд Лахтинского пожарного общества, располагавшийся в длинном помещении слева от вокзала.
Поселок развивался, в 1912 году упомянутое выше товарищество недвижимости представило план перераспределения земельных участков в Горской, который планировалось реализовать в 1914 – 1915 годах. Чиновники отклонили проект, обосновав свое решение тем, что «предполагаемое поселение, судя по плану, равняется значительному городу», между тем ни в центре его, ни на окраинах нет ни одного значительного зеленого участка.
Они потребовали создать на перекрестках улиц не менее десяти площадей, а в центре оставить свободное пространство размером 5 – 6 десятин для устройства общественного парка. Также от товарищества потребовали обеспечить поселение водой.
Исправленный проект вновь поступил на рассмотрение и был утвержден 10 сентября 1914 года. Однако тут появилось препятствие другого рода: местные крестьяне пожаловались в строительное отделение Петроградского губернского правления на то, что товарищество окопало канавами полевую дорогу. А это, мол, препятствует их проезду на собственные владения. Хотя жалоба была отклонена, рассмотрение нового проекта перераспределения земельных участков затянулось, и его реализации помешала Первая мировая война…
Недалеко от станции Горская находилась и церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1890 году в память о случившемся двумя годами ранее «чудесном спасении» императорской семьи во время железнодорожной катастрофы у станции Борки под Харьковом. Храм был возведен на земельном участке крестьянина Ивана Ильина на добровольные пожертвования и простоял до 1933 года, когда был снесен. При церкви работала приходская школа, которая действовала и в советское время.
Нынче из дореволюционных дач в поселке сохранились лишь две, принадлежавшие когда‑то фабриканту Фридриху Юльевичу Кану и его жене Марии Петровне. Одна из них, ныне имеющая адрес по Малой Горской ул., 32А, два года назад была включена в перечень объектов культурного наследия.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком ««…судя по плану, равняется значительному городу»».
Комментарии