«Лейтенант С.» Под этим псевдонимом публиковал свои стихи офицер флота Константин Случевский
Он был сыном известного русского поэта и прозаика Константина Константиновича Случевского, занимавшего в 1891 – 1902 годах пост главного редактора газеты «Правительственный вестник». И всего на восемь месяцев пережил своего отца…

Море и поэзия — вот что было главным в жизни Константина Случевского./РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА
Архивные материалы РГАВМФ свидетельствуют о том, что 21 августа 1887 года Случевский-старший подал директору Морского училища прошение, в котором ходатайствовал о разрешении своему сыну Константину «держать вступительный экзамен во второй приготовительный класс». Он указал свой домашний адрес (Петербург, Знаменская ул., 10), приложил метрическое свидетельство сына, свидетельство о прививке его от оспы, формулярный список о своей службе и обязательство взять сына обратно в случае требования со стороны училища.
Случевский успешно сдал экзамены, поступил в училище. Окончив его, был произведен в мичманы. По этому случаю счастливый Случевский-старший дал великолепный обед в ресторане Донона своим родным и «кой-кому из друзей». Обслуживал гостей, в числе которых был и юный Константин, сам владелец ресторана.
В 1895 – 1897 годах мичман Случевский служил на Дальнем Востоке на крейсере «Рюрик». На корабле он подружился с мичманом Александром Колчаком. На шлюпке они вместе ходили под парусом в бухте Золотой Рог и едва не погибли в штормовую погоду. Однажды во время ссоры между одним из офицеров и Колчаком Случевский выбил из руки взбешенного Александра пистолет и тем спас того от «смертоубийства» сослуживца…
В 1899 – 1903 годах лейтенант Случевский служил на императорской яхте «Полярная Звезда» и совершал плавания в Данию и Германию вместе с членами царской семьи. В эти годы ему были пожалованы датский, прусский и греческий ордена.
Командир яхты капитан 1‑го ранга граф Николай Толстой следующим образом аттестовал Случевского: «Дисциплинированный и исполнительный офицер, но немного рассеян. Морскую и береговую службу знает хорошо. Поэт. Прекрасно воспитан, нравственности и поведения безупречного, характера доброго. Знает порядочно французский язык».
Еще в 1902 году Константин женился на 30‑летней француженке Марии Генриховне Капп. Они поселились в квартире отца на четвертом этаже дома № 127 на Фонтанке. Здесь отец устраивал литературные пятницы, в которых постоянно участвовал и Константин. Его стихи публиковали в крупнейших петербургских газетах, в частности в «Новом времени». В 1903 году он создал повесть в стихах «Марево», которая была напечатана в журнале «Море и его жизнь».
Когда в начале 1904 года началась Русско-японская война, Случевский получил назначение на новейший по тем временем броненосец «Император Александр III». В мае того года он написал стихотворение, где были поистине пророческие строки: «…О, если может смерть служить началу жизни, // Пускай шумит гроза и рушится на нас, // Мы жизнь свою теперь спешим отдать отчизне!».
В стихотворении «Бойцам» Случевский выражал уверенность в грядущей победе: «Мы этот спор с привычной славой // Должны окончить. Он пройдет, // Год беспокойный, год военный, // И Русь победно отдохнет // На зависть тайную вселенной…».
Но победы в сражении с японцами, увы, не случилось… Броненосец «Император Александр III», в мае 1905 года героически сражавшийся в Цусимской битве, ставшей едва ли не самым трагическим эпизодом в истории русского флота, затонул. Все члены экипажа корабля погибли, в том числе и Случевский. И как раз в этот день в газете «Новое время» были опубликованы два фрагмента его поэтического путевого дневника «С моря»…
В некрологе, посвященном поэту-моряку (он был напечатан в журнале «Исторический вестник»), говорилось, что «погиб не только преданный своему делу, глубоко честный и симпатичный человек, но, может быть, и недюжинный поэт, так как талант покойного находился еще в первом периоде развития».
В мае 1908 года в сквере Никольского собора открыли памятник чинам Гвардейского экипажа, погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III». На нем указана и фамилия Константина Случевского.
Спустя десять лет Игорь Северянин, которому была близка морская тема, посвятил Случевскому два своих произведения. В первом из них, «Певец моря», есть такие строки: «Он пал со славою в сраженьи // В борьбе за родину свою. // В слезах я юношу пою, // В слезах святого вдохновенья!..». А в стихотворении «Лейтенант С.» Северянин отмечал: «…Он чистотой доступен детям. // И нежно я его пою. // Поэт погиб на тридцать третьем // В Цусимском горестном бою…».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7413) от 12.05.2023 под заголовком ««Лейтенант С.» ».
Материалы рубрики
Мечта об идеальном городе. Возведение новой столицы началось без четкого градостроительного плана
Успеть к юбилею
Жестяной бокал с изображением Петра Великого стал одним из сувениров по случаю 200‑летия взятия русскими войсками Риги
Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии