Лето на петергофской даче: неизвестные страницы жизни Сергея Третьякова

«25 июля в Петергофе скончался действительный статский советник Сергей Михайлович Третьяков, бывший московский городской голова… Будучи покровителем и любителем художеств, Сергей Михайлович, подобно брату своему, Павлу Михайловичу, собрал значительную коллекцию замечательных картин, но галерея его никогда не была доступна для публики», — сообщалось 28 июля 1892 года в «Петербургском листке».

Лето на петергофской даче: неизвестные страницы жизни Сергея Третьякова | ФОТО Abrizgalov on Unsplash

ФОТО Abrizgalov on Unsplash

В газете указывалось, что ­Сергей Михайлович Третьяков «был известен как деятель по общественно-городским делам, как член правления известной мануфактурной фабрики «Третьяковы и Коншин». Он был выборным московского купечества, членом совета торговли и мануфактуры, почетным попечителем мещанских училищ купеческого общества, председателем Общества любителей художеств, членом совета купеческого общества, попечителем и членом различных благотворительных и общественных учреждений, членом главной дирекции Императорского русского музыкального общества в Петербурге».

Московским городским головой Сергей Третьяков был в 1877 – 1881 годах, и, кстати, именно при его активном участии в июне 1880 года прошли пушкинские торжества, был открыт памятник поэту на Страстной площади. После 1881 года Сергей Михайлович в основном зимой жил в Петербурге, а летом — на арендуемой даче в Старом Петергофе.

Знаменитый художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов в своих мемуарах «Записки моряка-художника» отразил такой момент из дачно-петергофской жизни супругов Третьяковых. Супругу Третьякова Елену Андреевну каждое утро будили жившие по соседству в многочисленных крестьянских хозяйствах петухи. Устав от бесконечных претензий супруги, Сергей Михайлович обошел все крестьянские избы, скупил всех петухов и, видимо, велел сварить из них бульон. Но петергофские крестьянки, не будь простушками, тут же обзавелись новыми петухами, приветствовавшими зарю не менее голосисто.

На возмущенные вопросы гос­подина Третьякова они резонно ответили, что не собираются оставаться без яиц и цыплят, но, если «барин» будет выплачивать каж­дой из них по 25 рублей, они, так уж и быть, будут покупать их на базаре. Пришлось Сергею Михайловичу раскошеливаться…

Как сообщала газета «Новое время», отпевание Сергея Михайловича Третьякова состоялось в Знаменской церкви лейб-гвардии Конно-гренадерского полка в Старом Петергофе. «Тело будет отправлено в Москву и погребено на Даниловском кладбище» (позже останки братьев Третьяковых были перенесены на Новодевичье кладбище).

Что же касается Знаменской церкви на Знаменской улице в Старом Петергофе, то она была превращена в руины во время Великой Отечественной войны. Располагавшаяся поблизости от нее и от начала Ораниенбаумской дороги дача супругов Третьяковых до наших дней также не сохранилась.

Свое собрание, состоявшее в основном из работ западных мастеров, Сергей Михайлович завещал Москве. Тогда же, в 1892 году, его примеру последовал и старший брат Павел Михайлович. Уже в августе следующего года общедоступная Московская городская галерея имени братьев П. и С. Третьяковых приняла первых посетителей.

Дело мужа-мецената продолжила Елена Андреевна. Переданное ею в 1911 году лично императору Николаю II богатое собрание старинного оружия, исторических документов, произведений живописи и графики на батальные сюжеты легло в основу музея «Ратная палата» в Царском Селе. Часть унаследованного от супруга значительного капитала вдова Сергея Третьякова предназначила на строительство здания-терема и содержание музея.

Читайте также:

Страсти по башне: 4 июня 1960 года было открыто нынешнее здание Финляндского вокзала

Брачный контракт XVIII века: как женитьба на вольной спасла крепостного


#история #меценат #Сергей Третьяков

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7923) от 06.06.2025 под заголовком «Лето на петергофской даче».


Комментарии