Летние театры Гатчины. Культура и развлечения начала ХХ века

На фотографии начала ХХ века — летний деревянный театр, построенный в гатчинском Приоратском парке около Глухого озера. Небольшой крытый павильон со сценой местные жители и дачники называли «музыкалкой».

Летние театры Гатчины. Культура и развлечения начала ХХ века | Павильон в Приоратском парке простоял до середины 1930‑х годов и был разобран из‑за ветхости./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Павильон в Приоратском парке простоял до середины 1930‑х годов и был разобран из‑за ветхости./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Деньги на культурное заведение собрали гатчинские купцы. Средств хватило, чтобы построить музыкальную площадку с эстрадой и гимнастическим городком. Тогда же был заключен договор с капельмейстером духового оркестра расквартированного в Гатчине кавалерийского лейб-гвардии Кирасирского ее величества полка.

Вообще в ту пору ни одна дачная местность не обходилась без театра. Репертуар состоял в основном из драм и изредка — легких комедий, уже игранных на столичной сцене. Летние труппы собирались обычно из молодежи. Таким образом наиболее талантливые актеры знакомили публику со своими способностями.

Нередко театральная сцена служила частью программы «общественного собрания», в котором проводились концерты, семейные и танцевальные вечера, детские праздники и даже лекции. Необычайно популярны были концерты на вокзалах, служивших, как известно, не только железнодорожными станциями, но и очагами культурной жизни. Постепенно к театрально-музыкальным развлечениям добавились сеансы кинематографа.

Известен был театр в Славянке. «Здешний театр, благодаря удачно составленной труппе, делается все более популярным не только среди дачного района, но привлекает даже и петербуржцев», — сообщал в июле 1907 года «Петербургский листок». Чтобы поддержать интерес к театру, его дирекция вводила в программу так называемые веселые антракты, пригласив хор из двадцати балалаечников, а в саду проводила благотворительные лотереи.

Любовью зрителей пользовался дачный театр у станции Всеволожской в Рябове. На его сцене в 1909 году выступала труппа петербургских артистов под руководством В. Э. Инсарова. Показывали комедии Островского «Женитьба Белугина», «На бойком месте», а также веселые водевили, комедии-шутки, фарсы под названиями «Васька-ключник», «Разрушение Помпеи», «Ночью я умер».

Всеволожский летний театр оказался долгожителем: он просуществовал до начала 1920‑х годов, а память о нем осталась во Всеволожске до сих пор — в названии Театрального переулка.

«Летние обыватели Гатчины имеют в этом году три развлечения, — говорилось в конце июля 1903 года в «Петербургской газете». — На первом плане — вокзал и неразрывно связанный с ним флирт, особенно пышно расцветший текущим летом. Второе — великолепный граммофон на даче известного в столице богача, привлекающий на бульвар Багговутовской улицы по вечерам массу гуляющих. Наконец, третье — драматический театр».

В то лето там поставили комедию «Надо разводиться». Как отмечалось в газете, «канун Ильина дня и хорошая погода сделали свое дело, и в материальном отношении спектакль удался вполне… Лучше других была сама бенефициантка г-жа Ратмирова, вложившая в свою немногосложную роль много искреннего комизма, да недурен был еще, пожалуй, г. Тургенев в роли мужа. Бенефициантку наградили не только аплодисментами, но и более вещественными проявлениями симпатий».

Автором пьесы был драматург Виктор Крылов. Еще в Инженерном училище он подружился с будущим композитором Цезарем Кюи, а в середине 1850‑х годов даже написал несколько романсов на музыку своего друга, среди них — популярный в то время романс «Тайна», затем — либретто для опер Кюи «Кавказский пленник» и несколько стихов для оперы «Вильям Ратклифф».

В 1863 – 1865 годах Крылов был постоянным сотрудником театрального отдела «Санкт-Петербургских ведомостей». Со временем он стал одним из самых плодовитых и репертуарных драматургов своего времени. Им было написано около 125 пьес, но в основном — инсценировки и переделки произведений русских и иностранных авторов. Больше всего Виктор Крылов работал в жанре развлекательной комедии. В самом конце XIX века он занимал должность начальника репертуарной части петербургских Императорских театров.

Читайте также:

Как начиналось железнодорожное сообщение между Петербургом и Сестрорецком

Кают-компания на Двинской. История любимого моряками ресторана «Бригантина»

#театр #Гатчина #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7725) от 13.08.2024 под заголовком ««Музыкалка» у Глухого озера».


Комментарии