Ленинград с моря. Стела как символ истории города на Элеваторной площадке, 32

В южной части Морского порта, на самом выходе из Угольной гавани в море, находится нефтяной терминал. Там же — отдельно стоящая композиция: эмблема с прежним названием нашего города — «Ленинград». В свое время она была одной из многих, установленных при въезде в него, и самой большой из всех.

Ленинград с моря. Стела как символ истории города на Элеваторной площадке, 32 | Жители города могут увидеть стелу с западной оконечности Канонерского острова, куда ведет тропинка по заросшему молу вдоль Морского канала./ФОТО АВТОРА

Жители города могут увидеть стелу с западной оконечности Канонерского острова, куда ведет тропинка по заросшему молу вдоль Морского канала./ФОТО АВТОРА

Началось все с решения исполкома Ленгорсовета от 1 июля 1974 года «О благоустройстве въездов в г. Ленинград». В нем была намечена программа по приведению в порядок всех въездных путей: снятию и покраске заборов, ликвидации свалок, сносу ветхих деревянных строений, капитальному ремонт остановок и павильонов при железнодорожных станциях. Значилась в нем и установка стел с надписью «Ленинград» на сухопутных и на водных магистралях.

Надлежало установить эмблему и в Морском порту. 28 января 1977 года технический проект «Эмблема г. Ленинграда на западной оконечности Угольного мола в Ленморторгпорту» был рассмотрен и одобрен на градостроительном совете. Этому предшествовал конкурс, проведенный в институте «ЛенНИИпроект», на который поступило 15 проектов.

Лучшим был признан вариант, предложенный Вячеславом Бухаевым и Святославом Гайковичем. Он представлял собой вертикальную композицию — 11 железобетонных пилонов в форме карандашей острием кверху. Каждый из пилонов символизировал четверть века истории города: таким образом, получался памятник 275‑летию северной столицы. Надпись должна была проходить горизонтально, связывая пилоны воедино. По условиям конкурса она должна была быть выполнена на двух языках — русском и английском, поскольку именно этим путем в город прибывало множество туристов из Европы.

Однако в исполкоме Ленгорсовета проект не вызвал одобрения, как, впрочем, и другие. Тогда за основу взяли разработанный ранее эскиз Виталия Горшкова, к тому времени уже ушедшего из института, поэтому к местности его «привязывал» архитектор Сергей Ушаков. Речь шла о бетонной т-образной стеле высотой семь метров, на которой располагаются буквы из нержавеющей стали высотой 3,5 м. Общие габариты эмблемы — в высоту 10,75 и в длину 22 метра.

эмблема.jpg
Эскиз стелы, предложенный Вячеславом Бухаевым и Святославом Гайковичем./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

После выезда на угольный мол, где надлежало установить эмблему, главный художник города Василий Петров заявил на Градостроительном совете: «Несмотря на некоторую нарочитую тяжесть, это единственно возможное решение, наиболее правильное, логичное, сдержанное, характерное для нашего города. Место выбрано также очень удачно — на выносе из материковой массы, практически посреди моря на рубеже въезда в портовую зону». Александр Алымов, ставший главным художником Ленинграда в 1976 году, также позитивно отозвался об этой эмблеме: «очень интересная композиция».

К концу 1977 года эмблема была смонтирована. Единственный недостаток композиции, отмеченный и ранее: тот, что за эмблемой располагаются огромные баки нефтяного терминала. Для этого решили между ней и терминалом устроить «зеленые кулисы» — и высадили тополя, что создало хороший фон для надписи.

Она была отлично видна пассажирам с проходящих судов, поскольку тогда все пассажирские суда шли в наш город по Морскому каналу. Сегодня они минуют Угольный мол только в том случае, если будут швартоваться у здания Морского вокзала на площади Морской Славы или на набережных Лейтенанта Шмидта и Английской. А вот все грузовые суда обязательно движутся в непосредственной близости от этой эмблемы.

Стела находится в хозяйственном ведении Петербургского нефтяного терминала. В 2017 – 2019 годах был проведен ее ремонт: полностью заменены буквы, реконструировано железобетонное основание, внизу добавлена надпись «город-герой», установлена ночная подсветка.

Сегодня отдельно стоящих надписей (стел) «Ленинград» только две: в Морском порту, о которой шла речь, и типовая в поселке Металлострой возле железной дороги. Кроме этого, существуют еще две конструкции с надписями «Ленинград-город-герой»: на доме № 220 по Московскому проспекту, выходящем на площадь Победы, и на крыше гостиницы «Октябрьская» на площади Восстания. Они одновременно и «въездные», и сопровождающие памятники героическим защитникам Ленинграда на обеих площадях.

Кроме того, на автомобильных шоссе (Рябовском, Таллинском, Пулковском) под гигантскими стелами с надписью «Санкт-Петербург» идет подпись «Ленинград-город-герой», на въезде в Красное Село стоит бетонная стела с надписью «Добро пожаловать в город-герой Ленинград», а на крыше локомотивного депо «Ручьи» на улице Руставели смонтирована надпись «Городу-герою Ленинграду — слава!».

Читайте также:

Героям-гвардейцам посвящается. История обелиска на Пулковских высотах

Отзовитесь, потомки! История плаката Ленинградской армии народного ополчения


#история #эмблема #стела

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7753) от 20.09.2024 под заголовком «Ленинград с моря ».


Комментарии