Купеческие хоромы XIX века на Фурштатской, 52
Рядом с глухими брандмауэрами соседних построек этот двухэтажный импозантный особняк выглядит контрастом. Цоколь затянут широкой полосой гранита, нижний ярус покрыт глубоким рустом и прорезан полуциркульными заглубленными в толщу стены окнами. Второй этаж, с тремя огромными полуциркульными окнами, прямо‑таки кричит о своем парадном предназначении. В левой части фасада — создающий асимметрию эркер, по сторонам которого глубокие ниши с установленными в них вазонами.
В 1980‑х годах была проведена научная реставрация здания. Интерьеры были восстановлены в том виде, как их задумал и осуществил архитектор Александр Иванович фон Гоген./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В 1896 году этот участок на Фурштатской улице приобрел Константин Александрович Варгунин — вдовец, купец 1‑й гильдии, крупный промышленник и банкир. Здесь он, верный памяти своей жены Ольги Прокофьевны, погребенной на Павловском кладбище, собирался поселиться в одиночестве. Статус состоятельного вдовца диктовал солидность постройке, с богато отделанными интерьерами и современным техническим оснащением.
Домовладелец пригласил архитектора Александра Ивановича фон Гогена, который составил чертежи «в стиле Людовика XIV или позднего renaissance». Зодчий изначально избрал асимметричную композицию, созданную выведением на левую часть фасада треугольного в плане эркера, увенчанного куполом с овальными окнами.
В итоговом варианте заостренно-асимметричная композиция фасада стала более уравновешенной. От шатровых крыш архитектор отказался, эркер лишился купола, получил дополнительную стенку и вместо треугольного стал в плане трапециевидным. А вот второй этаж, наоборот, обогатился обильной лепниной. В межоконных простенках были устроены ниши с вазонами, над ними помещены картуши в растительном окружении. Над правой частью фасада установили небольшой аттик с львиным маскароном, а фронтон над эркером украсился богатой лепной композицией: два путти в полный рост опираются на медальон с вензелем в виде переплетенных литер «К» и «В» — начальных букв имени и фамилии домовладельца.
От главного дома в глубину участка отходят два крыла. В левом, коротком, на первом этаже находились запасные комнаты, а также квартиры дворника и швейцара, на втором — ванная комната и уборная (тогда этим термином называли помещение для переодеваний). В протяженном правом крыле помещались электрическая станция, буфетные, прачечная, ледник, винный погреб и комнаты для прислуги.
А вот кухни не было предусмотрено, хотя большая по площади столовая и богато отделанные гостиные в особняке есть. Вероятно, домовладелец предполагал питаться сам и угощать гостей привозной едой, которую в доме нужно было лишь разогреть. В глубине двора — служебный флигель для конюшни, каретного сарая и сеновала.
Ключевая роль среди парадных помещений принадлежала гостиной, выведенной на фасад тремя огромными арочными окнами. Богатый лепной декор гостиной выполнен в духе рококо, с множеством завитков, ветвей, фигур путти, маскаронов Меркурия.
Строительство особняка было завершено в 1899 году, расходы на его возведение и отделку составили 250 тысяч рублей. На эти деньги тогда можно было возвести многоэтажный доходный дом средней руки. Высокая стоимость работ была обусловлена богатством внутреннего убранства и передовым техническим оснащением здания. Пока шло строительство, домовладелец передумал селиться в этом особняке и передал его своему сыну Владимиру, который и въехал сюда в конце 1899 года.
Во время Первой мировой войны владельцем особняка стал министр народного просвещения Павел Николаевич Игнатьев. Затем здесь расположилось посольство Испании, которая в военное время сохраняла нейтралитет, благодаря чему могла представлять интересы Российской империи во враждебных странах. Испанским послом тогда был Анибал Морильо-и-Перес дель Вильяр, граф де Картахена, маркиз де ла Пуэрта.
В 1930 – 1950‑е годы в особняке работал Ленинградский стоматологический институт, затем — учебный комбинат Жилищного управления горисполкома, а в конце 1960‑х годов здесь расположился Дворец бракосочетания, занимающий здание поныне.
Читайте также:
Район имени командарма: название «Фрунзенский» имеет богатую историю
Задача с тремя неизвестными. Таинственная история и судьба монумента «Царь-плотник»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7743) от 06.09.2024 под заголовком «Купеческие хоромы».
Комментарии