Купе для министра

«Как разъезжают министры? Вот вопрос, о котором в широких слоях населения существуют превратные понятия», — отмечал 25 октября 1911 года обозреватель «Петербургской газеты». Автор статьи вовсе не собирался быть защитником чиновников, но констатировал: досужее мнение о том, что те ни в чем не отказывают себе в пути, ни на чем не основано.

Купе для министра | ФОТО BluOltreMare/Shutterstock

ФОТО BluOltreMare/Shutterstock

Наоборот: «Министры, как и все простые смертные, обычно разъезжают в купе первого класса и только в экстренных случаях, когда этого требуют обстоятельства, они пользуются салон-вагонами».

Да и вообще поездка поездке рознь. Одно дело «парадное» турне, когда в пути проходят рабочие совещания, прием официальных лиц и тому подобные мероприятия. Тогда за несколько дней до поездки управление железных дорог уведомляется о точном времени отъезда министра, и к назначенному часу к скорому поезду прикрепляют специальный салон-вагон, состоящий из трех частей.

Первая, самая обширная, одновременно служит министру и приемной, и столовой. Нечто вроде городской служебной квартиры. Рядом — спальня, оснащенная кроватью и умывальником. Третья часть министерского вагона тоже жилая, но намного проще, она предназначается для размещения секретарей и курьера.

Если же министр едет один и не планирует в пути «работы с документами», он пользуется лишь двухместным купе, уплачивая за место в качестве пассажира первого класса. Для удовлетворения любопытства читателей в газете приводилась и точная стоимость поездки на одном из маршрутов. Министр, одиноко путешествующий от Петербурга до Севастополя, обходился казне в 34 рубля 50 копеек.

Редким исключением были специальные «министерские» поезда. Глава ведомства путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов, заступивший на этот пост в 1909 году, за два года всего два раза пользовался подобной услугой. Так, в поезде на Дальний Восток министра сопровождала целая комиссия, состоявшая из специалистов и чиновников министерства — фактически ведомство какое-то время в буквальном смысле работало «с колес». И результат был налицо. Когда Рухлов вступал в должность, новые железнодорожные линии почти не вводились, а спустя некоторое время их добавлялось по пять тысяч верст в год.

Одним из предшественников энергичного Рухлова на министерском посту был не менее работоспособный и компетентный князь Михаил Иванович Хилков. Став «главным железнодорожником» Российской империи в 1895 году, он вскоре после своего назначения решил лично осмотреть работу ведомства, причем инкогнито. «Петербургская газета» поведала о курьезном случае, произошедшем во время этой тайной инспекции.

Министр приобрел билет первого класса и как обычный пассажир занял место в купе. Приехав на небольшую станцию Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, чиновник заметил отдельно стоящий роскошный салон-вагон и пересел в него. Спустя некоторое время показалась фигура железнодорожного чина: «Господин, здесь вам не место. Извольте пересесть в следующий вагон». «Я вас не понимаю, — спокойно отвечал Хилков, — у меня билет первого класса, а он дает мне право занять место в этом вагоне». «Повторяю, — последовал ответ, — уходите отсюда, в противном случае вас выведут силой».

Вскоре появились два жандарма, пожелавшие выдворить строптивого незнакомца из вагона, приготовленного, как потом оказалось, для начальника дороги. Возмущенный таким обращением, Хилков назвал себя. Последовала, как говорится, немая сцена. Никакие извинения и просьбы не помогли, начальник дороги был немедленно отправлен в отставку «за пользование излишнею роскошью и за грубое обращение, которое царило на его дороге».

#газетный зал #история

Комментарии