Купе для министра

«Как разъезжают министры? Вот вопрос, о котором в широких слоях населения существуют превратные понятия», — отмечал 25 октября 1911 года обозреватель «Петербургской газеты». Автор статьи вовсе не собирался быть защитником чиновников, но констатировал: досужее мнение о том, что те ни в чем не отказывают себе в пути, ни на чем не основано.

Купе для министра | ФОТО BluOltreMare/Shutterstock

ФОТО BluOltreMare/Shutterstock

Наоборот: «Министры, как и все простые смертные, обычно разъезжают в купе первого класса и только в экстренных случаях, когда этого требуют обстоятельства, они пользуются салон-вагонами».

Да и вообще поездка поездке рознь. Одно дело «парадное» турне, когда в пути проходят рабочие совещания, прием официальных лиц и тому подобные мероприятия. Тогда за несколько дней до поездки управление железных дорог уведомляется о точном времени отъезда министра, и к назначенному часу к скорому поезду прикрепляют специальный салон-вагон, состоящий из трех частей.

Первая, самая обширная, одновременно служит министру и приемной, и столовой. Нечто вроде городской служебной квартиры. Рядом — спальня, оснащенная кроватью и умывальником. Третья часть министерского вагона тоже жилая, но намного проще, она предназначается для размещения секретарей и курьера.

Если же министр едет один и не планирует в пути «работы с документами», он пользуется лишь двухместным купе, уплачивая за место в качестве пассажира первого класса. Для удовлетворения любопытства читателей в газете приводилась и точная стоимость поездки на одном из маршрутов. Министр, одиноко путешествующий от Петербурга до Севастополя, обходился казне в 34 рубля 50 копеек.

Редким исключением были специальные «министерские» поезда. Глава ведомства путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов, заступивший на этот пост в 1909 году, за два года всего два раза пользовался подобной услугой. Так, в поезде на Дальний Восток министра сопровождала целая комиссия, состоявшая из специалистов и чиновников министерства — фактически ведомство какое-то время в буквальном смысле работало «с колес». И результат был налицо. Когда Рухлов вступал в должность, новые железнодорожные линии почти не вводились, а спустя некоторое время их добавлялось по пять тысяч верст в год.

Одним из предшественников энергичного Рухлова на министерском посту был не менее работоспособный и компетентный князь Михаил Иванович Хилков. Став «главным железнодорожником» Российской империи в 1895 году, он вскоре после своего назначения решил лично осмотреть работу ведомства, причем инкогнито. «Петербургская газета» поведала о курьезном случае, произошедшем во время этой тайной инспекции.

Министр приобрел билет первого класса и как обычный пассажир занял место в купе. Приехав на небольшую станцию Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, чиновник заметил отдельно стоящий роскошный салон-вагон и пересел в него. Спустя некоторое время показалась фигура железнодорожного чина: «Господин, здесь вам не место. Извольте пересесть в следующий вагон». «Я вас не понимаю, — спокойно отвечал Хилков, — у меня билет первого класса, а он дает мне право занять место в этом вагоне». «Повторяю, — последовал ответ, — уходите отсюда, в противном случае вас выведут силой».

Вскоре появились два жандарма, пожелавшие выдворить строптивого незнакомца из вагона, приготовленного, как потом оказалось, для начальника дороги. Возмущенный таким обращением, Хилков назвал себя. Последовала, как говорится, немая сцена. Никакие извинения и просьбы не помогли, начальник дороги был немедленно отправлен в отставку «за пользование излишнею роскошью и за грубое обращение, которое царило на его дороге».

#газетный зал #история

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...