Главная городская газета

Купе для министра

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Купе для министра | ФОТО BluOltreMare/Shutterstock

ФОТО BluOltreMare/Shutterstock

«Как разъезжают министры? Вот вопрос, о котором в широких слоях населения существуют превратные понятия», — отмечал 25 октября 1911 года обозреватель «Петербургской газеты». Автор статьи вовсе не собирался быть защитником чиновников, но констатировал: досужее мнение о том, что те ни в чем не отказывают себе в пути, ни на чем не основано.

Наоборот: «Министры, как и все простые смертные, обычно разъезжают в купе первого класса и только в экстренных случаях, когда этого требуют обстоятельства, они пользуются салон-вагонами».

Да и вообще поездка поездке рознь. Одно дело «парадное» турне, когда в пути проходят рабочие совещания, прием официальных лиц и тому подобные мероприятия. Тогда за несколько дней до поездки управление железных дорог уведомляется о точном времени отъезда министра, и к назначенному часу к скорому поезду прикрепляют специальный салон-вагон, состоящий из трех частей.

Первая, самая обширная, одновременно служит министру и приемной, и столовой. Нечто вроде городской служебной квартиры. Рядом — спальня, оснащенная кроватью и умывальником. Третья часть министерского вагона тоже жилая, но намного проще, она предназначается для размещения секретарей и курьера.

Если же министр едет один и не планирует в пути «работы с документами», он пользуется лишь двухместным купе, уплачивая за место в качестве пассажира первого класса. Для удовлетворения любопытства читателей в газете приводилась и точная стоимость поездки на одном из маршрутов. Министр, одиноко путешествующий от Петербурга до Севастополя, обходился казне в 34 рубля 50 копеек.

Редким исключением были специальные «министерские» поезда. Глава ведомства путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов, заступивший на этот пост в 1909 году, за два года всего два раза пользовался подобной услугой. Так, в поезде на Дальний Восток министра сопровождала целая комиссия, состоявшая из специалистов и чиновников министерства — фактически ведомство какое-то время в буквальном смысле работало «с колес». И результат был налицо. Когда Рухлов вступал в должность, новые железнодорожные линии почти не вводились, а спустя некоторое время их добавлялось по пять тысяч верст в год.

Одним из предшественников энергичного Рухлова на министерском посту был не менее работоспособный и компетентный князь Михаил Иванович Хилков. Став «главным железнодорожником» Российской империи в 1895 году, он вскоре после своего назначения решил лично осмотреть работу ведомства, причем инкогнито. «Петербургская газета» поведала о курьезном случае, произошедшем во время этой тайной инспекции.

Министр приобрел билет первого класса и как обычный пассажир занял место в купе. Приехав на небольшую станцию Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, чиновник заметил отдельно стоящий роскошный салон-вагон и пересел в него. Спустя некоторое время показалась фигура железнодорожного чина: «Господин, здесь вам не место. Извольте пересесть в следующий вагон». «Я вас не понимаю, — спокойно отвечал Хилков, — у меня билет первого класса, а он дает мне право занять место в этом вагоне». «Повторяю, — последовал ответ, — уходите отсюда, в противном случае вас выведут силой».

Вскоре появились два жандарма, пожелавшие выдворить строптивого незнакомца из вагона, приготовленного, как потом оказалось, для начальника дороги. Возмущенный таким обращением, Хилков назвал себя. Последовала, как говорится, немая сцена. Никакие извинения и просьбы не помогли, начальник дороги был немедленно отправлен в отставку «за пользование излишнею роскошью и за грубое обращение, которое царило на его дороге».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook