Клен на площади Восьми углов

Уже более полувека одну из самых нарядных площадей нашего города, Австрийскую, что на Петроградской стороне, украшает барельеф «Школьники, сажающие кленовое дерево». Он удачно вписан в полуциркульную нишу дома № 15 по Каменноостровскому проспекту. Такими идиллическими сюжетами с изображением горнистов, планеристов, юннатов изобиловали обложки журналов, открытки, марки довоенных и послевоенных годов. Ими любили украшать фасады школ ваятели того времени.

Клен на площади Восьми углов | Не так давно над барельефом появился металлический навес, который несколько мешает восприятию скульптурной композиции.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Не так давно над барельефом появился металлический навес, который несколько мешает восприятию скульптурной композиции.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Однако если имена архитекторов зданий все-таки разыскать можно, то авторов малых форм, декоративного убранства, лепных деталей определить бывает крайне непросто. Барельеф с кленом я помню с детства, а вот имя автора этого декоративного чуда разыскал совсем недавно. Периодика того времени обходила молчанием столь «незначительный» факт. Имя автора назвал патриарх ленинградской скульптуры Григорий Данилович Ястребенецкий, а разыскать дочерей художника помогли сотрудники Союза художников и Музея городской скульптуры.

5Захароввправо.jpgСоздателем барельефа оказался Евгений Гордеевич Захаров. Родился он 28 февраля 1909 года в Баку, куда его отец перебрался с Рязанщины. В Баку Евгений окончил художественное училище (его сокурсниками были будущие коллеги по цеху - Александр Овсянников и Алексей Тимченко), много рисовал, лепил. Впоследствии, получив направление в Академию художеств, переехал в Ленинград, где учился с 1932-го по 1937 год с Михаилом Аникушиным на скульптурном факультете в мастерской Александра Матвеева. Его дипломной работой в 1937 году стал памятник в Колпине - рабочим, погибшим в годы революции.

В 1941 году в Баку Захаров проектировал памятник Низами. Но началась война, и ему пришлось заниматься совсем иными делами - маскировать цехи нефтеперерабатывающего завода под Саратовом. С помощью камуфляжной сети он настолько убедительно изобразил руины, что завод удалось спасти от бомбежек.

После войны Захаров вернулся в Ленинград и возглавил художественный фонд при Союзе художников. Жил с семьей в пятнадцатикомнатной коммуналке на углу Измайловского и 7-й Красноармейской, во дворовом флигеле. Любил ходить в Эрмитаж и Русский музей. Самым его любимым местом в Эрмитаже были залы античной скульптуры. Греческая и римская классика оставалась для него непревзойденным образцом.

В 1946 году вместе с Марией Непринцевой, женой известного художника, он откапывал в Петергофском парке спрятанные статуи, реставрировал их, возвращал на свое место. Работал Захаров в мастерской Союза художников на Мойке, а позднее в мастерской своей квартиры на 2-м Муринском проспекте, 3, что на Выборгской стороне.

По моделям Захарова на Ленинградском фарфоровом заводе выпускали фарфоровые статуэтки, причем особым спросом пользовался бюст Суворова. Скульптор работал в металле, бронзе, патинированном гипсе. Он сам исполнял эскизы в пластилине, делал каркасы из дерева и металла, лепил из глины, формовал из гипса, переводил в размер. Участвовал в конкурсах, выставках, много работал на заказ. Памятники его работы были установлены в Нефтеюганске, на Украине, в Узбекистане.

Вообще Евгений Захаров был мастером на все руки: строгал, пилил, формовал, переводил скульптуры в разные материалы, даже чинил обувь. Летом старался выбраться в Гурзуф или Хосту - море для него значило очень много. Обожал своих дочек Таню и Светлану, ходил с ними на все выставки, в музеи, много рассказывал о городе. Иногда делал им маленькие трогательные подарки: Светлане - детскую фигурку из чугуна, Татьяне - гипсовую головку.

Татьяна Захарова окончила архитектурный факультет Академии художеств. Проектировала аудиторный блок химического факультета в Петергофе, в постсоветвеское время - загородные коттеджи и даже храм в Томской области. Светлана окончила физический факультет Ленинградского университета, занималась рентгеноструктурным анализом...

Что же касается произведений Захарова, украсивших наш город, то можно назвать дом по Каменоостровскому пр., 39, возле метро «Петроградская». Его начинали строить в 1916 году, не закончили и лишь после Великой Отечественной войны завершили, увенчав барельефами Захарова. На одном из них изображена красивая женщина с корзинкой - ей скульптор придал черты своей матери, умершей в Баку от холеры в 1918 году.

За долгую творческую жизнь Евгению Захарову пришлось лепить на заказ и Ленина, и Калинина, и даже молодого Сталина. Известен созданный Захаровым бюст Ленина на сером гранитном пилоне у дома на Сердобольской улице, где когда-то была мемориальная квартира вождя. Исполнил ваятель и барельефы на здании Университета гражданской авиации, детской поликлиники на тогдашнем проспекте Карла Маркса, 62. Тогда там было женское общежитие, и барельеф назывался «Хоровод девушек».

Но главным произведением Евгения Захарова, думаю, следует все-таки считать барельеф на Австрийской площади - ее еще называют площадью Восьми углов. В свое время, в начале ХХ века, архитектор Василий Шауб замышлял ее как уменьшенную копию королевской площади Амалиенборг в Копенгагене. Из-за начала Первой мировой войны последний из четырех домов в стиле модерн так и не построили. Только в 1952 году архитекторы Алексей Щербенок и Олег Гурьев возвели здание, завершившее ансамбль площади и не испортившее ее. В нем находился институт «Гипрометиз». К сожалению, голубок мира, лепные гирлянды и дата постройки недавно исчезли с аттика, а они когда-то так органично венчали фасад...

Слева - вход в здание, а справа, на углу улицы Мира, под козырьком, и находится этот трогательный шедевр начала 1950-х годов. Юноша и девушка сажают клен. Мальчик в шароварах придерживает дерево за ствол, а девушка с косой, уложенной на затылке, и в школьном переднике присыпает землей корни.

Умилительная жанровая картинка, в которой запечатлено время. После войны Ленинград был одержим озеленением. На пустырях, появившихся на месте разобранных деревянных домов, разбивали новые скверы, восстанавливали зеленое убранство садов и парков. Кроме того, посадка деревьев являлась частью особой воспитательной педагогики.

#Австрийская площадь #барельеф #Захаров

Комментарии