Кино под бомбёжками: этот фильм чаще всего просили привезти бойцы на передовой
Снимок, сделанный ленинградским фотографом Борисом Кудояровым в октябре 1941 года после артобстрела на углу проспекта 25‑го Октября (Невского) и Лиговского проспекта, известен достаточно хорошо. Он представлен во многих книгах, альбомах, посвященных блокаде, его можно увидеть в музейных экспозициях. Есть в этом кадре одна деталь, на которую обычно не обращают внимания: на заднем плане на фонарном столбе видна афиша музыкальной кинокомедии «Антон Иванович сердится».
По словам Ольги Берггольц, киноафиша с названием «Антон Иванович сердится» перед самой войной висела в Ленинграде едва ли не на каждом фонарном столбе. Многие афиши так и оставались на улицах всю блокаду…/РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Главный герой фильма — профессор Ленинградской консерватории Антон Иванович Воронов, прекрасный музыкант-органист, признающий только классическую музыку. Он убежден, что настоящая музыка — это строгий Бах или Гендель. В его доме запрещено говорить об оперетте и о легких музыкальных жанрах. Всякий намек на признание этих жанров сердит несколько старомодного Антона Ивановича. И вот на него обрушивается неожиданный удар как раз с той стороны, откуда он меньше всего ожидал: его любимая дочь Сима, вокалистка Консерватории, тайком от отца становится артисткой оперетты. Обладая прекрасным голосом, она с успехом выступает в оперетте молодого советского композитора Мухина…
Как вспоминал режиссер фильма Александр Ивановский, съемки фильма были закончены уже под бомбежками. «То и дело раздавались завывания сирен, но мы не останавливали нашей работы над картиной».
Главная героиня фильма актриса Людмила Целиковская рассказывала: «Война застала меня на съемках фильма «Антон Иванович сердится» в Ленинграде. Помню затемненный город, суровые, сосредоточенные лица, почти незамолкающие звуки сирен. Тревога! Поминутно приходилось прерывать съемку (фильм уже подходил к концу). Было начало августа. Я должна была сдавать последние экзамены в Щукинском училище. Поездки в Ленинград и обратно в Москву становились все труднее и труднее. Наконец, после очередных слез, я отпросилась у режиссера фильма А. В. Ивановского и поехала из Ленинграда в Москву уже военным эшелоном, в теплушке, вместе с воинской частью. Это был один из последних эшелонов».
Партнером Людмилы Целиковской по фильму был Павел Петрович Кадочников, сыгравший роль композитора Алексея Мухина. Он вспоминал: «Война для меня началась так же, как и для всех. Неожиданно, солнечным летним днем. Накануне мы снимали «Антона Ивановича», один из последних эпизодов…».
Многие ленинградцы успели посмотреть фильм еще до начала блокады. Премьера ленты «Антон Иванович сердится» состоялась 19 августа 1941 года в кинотеатре «Гигант» на площади Калинина.
Сразу же после выхода на экран фильм приобрел всесоюзную популярность. О том, что они его видели в конце августа 1941‑го и позже, многие ленинградцы упоминают в своих дневниках. Именно этот фильм чаще всего просили привезти бойцы на передовой. Увидев на экране белые колонны и сверкающие люстры Ленинградской филармонии, оживленные улицы, парки и сады города, люди вспоминали мирные дни, и у многих на глазах были слезы…
Павел Кадочников рассказывал, что однажды в Новосибирске летчики, сражавшиеся с врагом, признались ему: «Это самая военная картина. В ней показаны наша мирная жизнь, музыка, любовь, ради которых мы и воюем».
Музыку к фильму написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский, а «вокальные сложности картины», как отмечалось в мае 1941 года в журнале «Театральная неделя», превосходно разрешила Дебора Пантофель-Нечецкая, напевшая на пленку все арии и песни молодой героини.
После выхода ленты в прокат Пантофель-Нечецкая спросила у режиссера: «А почему неизвестно, кто в фильме поет, ведь всем ясно, что не Целиковская?». «Нам нужно, чтобы за границей считали, что наши артисты, как и их, умеют все делать сами — и играть, и великолепно петь, поэтому вашей фамилии в титрах нет», — ответил, не смущаясь, режиссер.
Увидели кинокартину и за рубежом. 11 сентября 1942 года состоялась премьера фильма в США — под названием «Весенняя песня». Для привлечения внимания западного кинозрителя был использован рекламный слоган «Они все еще смеются и поют!».
Читайте также:
Пулемет на деревянных колесах. Военной продукцией фронт был обеспечен
Звуки блокадного города. «Услышать» их помогли письма из осажденного Ленинграда
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7750) от 17.09.2024 под заголовком «Кино под бомбежками».
Комментарии