Хрупкий дом. Почему строительство богадельни в Петербурге начала XX века обернулось катастрофой
«Вчера, 7-го сентября, произошла новая строительная катастрофа. В Лесном обрушился дом петербургского первой гильдии купца, владельца банкирской конторы потомственного почетного гражданина Алексея Александровича Алферова. Один рабочий убит, 7 пострадало», - сообщал «Петербургский листок» 8 сентября 1912 года.
Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com
Участок, на котором произошел обвал, находился недалеко от места пересечения нынешних Институтского проспекта и проспекта Тореза. По сообщению «Петербургского листка», домовладелец Алферов «по желанию своей жены» задумал построить здесь приют для детей и богадельню для «престарелых женщин».
Вместительное двухэтажное здание с жилым подвалом возводили под наблюдением гражданского инженера Дмитрия Устругова, построившего к тому времени в Петербурге несколько многоэтажных домов. Казалось бы, двухэтажная богадельня - несложная постройка для опытного зодчего, однако она почему-то рухнула. Оказывается, все дело было в новом популярном строительном материале, из которого сооружалось здание, - бетоните.
Его получали из бетонной массы, в которой песок заменяли шлаками (отходами от угольных котлов). Из такой смеси изготовляли пустотелые бетонитовые блоки. Они были дешевле и легче кирпича, но их применение наталкивалось на ряд трудностей.
Кредитные учреждения опасались выдавать долгосрочные кредиты под бетонитовые постройки, поскольку не были уверены в их прочности. Инженер-технолог Александр Эрлих, изучавший в начале XX века эту проблему, отмечал: «С одной стороны, ипотечные учреждения не дают ссуд под бетонные здания, пока-де не будет выстроено достаточно много таких зданий, чтобы можно было судить об их качествах, с другой - домовладельцы не могут их строить, пока нельзя рассчитывать на содействие банков».
Другой вопрос - методика изготовления полых камней на основе бетона. Обыкновенно производство этих блоков разворачивалось непосредственно на стройплощадке, и тогда ключевое значение имела квалификация работников-изготовителей. В те годы в архитектурной периодике сетовали на нехватку отечественных специалистов всех уровней, умеющих обращаться с бетоном.
Нередки были случаи, когда готовность бетонных конструкций определяли на глазок: камни признавали вполне высохшими, чтобы из них можно было строить, а через некоторое время капризный материал «мстил» за легковесное к нему отношение, и стена или свод рушились. Ситуацию обостряло то, что строительный сезон в Петербурге короток, и экстренность, с которой возводили дома, была нормальным явлением.
Вернемся, однако, к богадельне в Лесном. На стройке были заняты сто рабочих под непосредственным контролем нескольких студентов последнего курса Института гражданских инженеров: очевидно, они проходили здесь практику.
Здание уже подводили под крышу, когда случилась трагедия. Накануне рабочие заметили, что стена «дала небольшой осадок», однако не стали делиться своими наблюдениями с дипломниками. На следующий день строители стали укладывать карниз из бетонных блоков, каждый из которых весил около 130 кг. Вдруг они почувствовали, что леса под ними проседают. «Спасайтесь, мы валимся», - раздался крик. Вместе с лесами рухнула и стена, к которой они примыкали.
Под завалами оказались десять человек. «Над рабочими висели остатки уцелевших лесов и куски стен, отвалившиеся от основания, но не упавшие вниз. Малейшая неосторожность могла вызвать новую катастрофу и повлечь новые жертвы», - сообщал газетчик.
Обследование определило вполне ожидаемую причину катастрофы: бетонные блоки, изготовленные здесь же на стройплощадке, оказались еще недостаточно просохшими и мягкими; на глаз это определить было затруднительно. Через день после катастрофы «Петербургский листок» напечатал стихотворный отклик на этот и другие недавние обвалы: «Какое нежное созданье // Столичный дом! // Чуть что: сейчас же - до свиданья, // И - хлоп вверх дном».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком ««Какое нежное созданье столичный дом!»».
Комментарии